Игры своими руками для 3 4 лет. Развивающие игры своими руками

Во второй младшей группе при проведении дидактических игр воспитателю необходимо использовать то стремление к самостоятельности, которое довольно ярко проявляется у детей данного возраста. В то же время взрослый, несмотря на потребность ребенка действовать независимо, по-прежнему интересен ему как носитель самой разнообразной информации. Именно взрослый помогает ребенку выделить нужные свойства предметов и явлений, показывает более сложные приемы работы, нацеливает на игровые действия более высокого уровня, ставит перед малышом ряд задач, решение которых достигается при непременном соблюдении правил. Взрослый должен умело направлять самостоятельность детей в нужное русло.

В этом возрасте дети могут справляться с решением игровых задач, поставленных как взрослым, так и самим ребенком. Ценность дидактической игры, по мнению А. И. Сорокиной, заключается в том, что воспитатель не только определяет ее ход, но и прогнозирует некий результат, являющийся своеобразным критерием уровня развития детей. В ходе дидактической игры у ребенка развивается наблюдательность, одно из важнейших качеств, необходимых для достижения успешного результата. Активность ребенка при этом может проявляться в различной моторной деятельности (ощупывание рукой, движение тела, осматривание, слежение глазами и т.п.). При одном и том же игровом замысле игровые действия всегда будут определяться дидактическими задачами, которые ставит воспитатель, от этого же зависит сложность и разнообразие игровых правил. Если воспитатель усложняет задачу (например, задачу упражнения в наблюдательности сочетает с развитием звуковой культуры речи, словарного запаса), то игровые действия обогащаются высказываниями детей.

В данном пособии представлены дидактические игры для детей 3—4 лет, позволяющие им применять имеющиеся знания в новой ситуации, в измененных условиях. В этих играх прослеживается связь с занятиями в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» и с различными формами игровой деятельности. Применение воспитателем методов и приемов прямого руководства (показа, объяснения, упражнения) в дидактической игре возможно лишь в пределах, не разрушающих саму игру, ее игровой замысел и игровое действие. В некоторых играх сообщение новых знаний входит в ход игры, в других требуются знания, приобретаемые лишь в процессе систематического обучения.

В пособии предлагаются дидактические игры, которые можно использовать на занятиях по различным областям знаний и в разных видах детской деятельности. Каждая область имеет свою специфику и поэтому педагог должен учитывать, что своеобразие той или иной деятельности требует определенного подхода к ней и изучения. В дидактической игре по-разному преломляются различные стороны учебно-воспитательной работы.

Физическое воспитание . Двигательное начало, характерное для занятий физической культурой в детском саду, сближает дидактическую игру с подвижной на основе близости структурных элементов, но ее обучающее начало выступает гораздо сильнее, что вносит в нее мощный познавательный элемент.

Умственное воспитание. Развивающее значение дидактической игры заключается в том, что она способствует становлению самостоятельности в игре. Это удается благодаря большому влиянию данной игры на познавательное развитие ребенка: посредством дидактической игры углубляются познавательные интересы, активизирующие процесс его умственного развития.

Нравственное воспитание . Воспитательное значение дидактической игры состоит в том, что она благотворно влияет на формирование взаимоотношений детей, способствует воспитанию коллективистских качеств. Нравственный потенциал дидактических игр высок еще и потому, что принятые в обществе нормы поведения, образцы человеческих взаимоотношений лучше всего усваиваются не путем нравоучений, а в процессе игрового обучающего взаимодействия педагога и воспитанника.

Трудовое воспитание. В процессе дидактической игры ребенку приходится преодолевать различные затруднения, что способствует воспитанию не только волевых качеств, но и привычки трудиться. Специально организованные игры по формированию положительного отношения к труду способствуют закладке основ нравственности у детей, воспитанию устойчивой нравственной позиции.

Художественно-эстетическое воспитание. Дидактическая игра имеет некоторое сходство с творческой игрой непосредственно в ее игровом начале, но дидактизм игры имеет свои особенности проявления в художественной деятельности. В педагогике искусства существует тенденция: все обучающие цели и задачи должны ставиться в согласии с художественными, а, следовательно, творческими, поэтому на первый план в дидактической игре, используемой в художественной деятельности, выступает художественно-творческий смысл упражнения и игры.

Е. И. Тихеева писала о том, что дидактические игры нельзя рассматривать с точки зрения ценности одной лишь дидактической цели; эти игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности.

Игры Марии Монтессори для детей дошкольников1. Цветовые табличкиЦель: развитие визуального восприятия с помощью подбора парных цветных карточек. Задачи: научить ребенка объединять предметы по определенному признаку (по цвету); визуально различать интенсивность цветов; развивать восприятие цветового многообразия окружающей среды, способствовать эстетическому развитию. Дидактический материал: набор карточек 8 цветов, каждый представлен на 4 парах табличек в разных оттенках от темного до светлого (...

Дидактическая игра для младших дошкольников "Цифры из конструктора мегаблокс"Данный материал поможет в увлекательной форме развить элементарные математические представления дошкольников, закрепить знания цифр от 1 до 10. Материал может быть полезен воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования, учителям-дефектологам Цель:различение графических образов цифр 1-10 Задачи -Развивать зрительное и тактильное восприятие - Учить детей дифференцировать цифры от 1 до 10 - Закрепить счетны...

Дидактическая игра для младших дошкольников "Подарки"Описание: Данная игра предназначена для закрепления и обобщения знаний о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста. Цель:систематизация знаний о пройденных геометрических фигурах(круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, квадрат, овал, сердце) Задачи: - Учить детей дифференцировать формы предметов, правильно называть - Развивать умение соотносить форму и предметы, похожие по форме - Закрепить представления об основных гео...

Дидактические игры для ознакомления детей младшего дошкольного возраста с растительным миром природы.Игры для ознакомления детей с овощами и фруктами.Вершки и корешки Первый вариант. Дидактическая задача. Составить целое из частей. Игровые действия. Поиски своей пары. Правила. Искать свой «вершок» или «корешок» можно только по сигналу. С одним и тем же ребенком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару. Ход игры. Во время прогулки после уборки урожая на огороде воспитатель дели...

Игры и развлечения в ДОУ для детей 2 младшей группыЦель: многократно использовать накопленный материал в течении учебного года, по необходимости корректируя его. Задачи: - совместная деятельность воспитателя с ребёнком; - непосредственно образовательная деятельность; - развлечения, досуги. ***СентябрьПонедельник Игры на знакомство «Шляпа для знакомства» Реквизит: забавная шляпа, кепка или другой головной убор. Воспитатель примеряет эту шляпу каждому ребёнку и просит его представиться, т. е. н...

Конспект сюжетно-ролевой игры по профориентации в младшей группе ДОУ «Наши поварята»Игра с игрушечными кухнями благоприятно влияет на раннее развитие ребенка, стимулирует развитие логического мышления, мелкой моторики. В процессе игры прекрасно развивается фантазия и воображение малыша. Кухня – одна из любимых игр девочек дошкольного и младшего школьного возраста. Ее обязательное условие – участие нескольких человек, ведь какой интерес готовить для себя и себя же угощать? Манипуляции с тарелк...

Дидактические игры на развитие формирования звукового анализа для детей средней - старшей группы ДОКЗвуковая культура речи является составной частью речевой культуры, формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха. Игры на развитие формирования звукового анализа помогают ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слова. В настоящее время я работаю с детьми 3-5 лет и вот решила изготовить для занятий по развитию речи дидактические игры. Картинки для игр я взял...

Дидактическая игра «Украсим ёлочку» для детей младшего дошкольного возраста.Автор: Галкина Наталия Михайловна, воспитатель МБДОУ детский сад №2 Г. Кинешма Ивановской области. Описание игры. Дидактическая игра »Украсим ёлочку» представлена в виде сенсорного коврика в форме ёлочки. Игрой можно пользоваться за столом, на полу и на мольберте. Можно использовать как с подгуппой детей, так и индивидуально. Так же дидактический коврик »Ёлочка» может украшать интерьер группы, отражать времена года и по...

Игры для развития мелкой моторикиРазвитие мелкой моторики очень важно для полноценного развития мозга. Благодаря действиям и играм на развитие мелкой моторики ребёнок развивает координацию движений, учится управлять своим телом, концентрировать внимание на предметах. 1. Мешочки с крупами. Надо сделать несколько небольших мешочков из плотной ткани. В них насыпаем разные крупы: гречку, горох, фасоль, пшено. Главное, чтобы мешочек не порвался. Под присмотром взрослого даётся такой мешочек малышу....

Сюжетно-ролевая игра "Больница" для детского сада. Младшая группа Автор: Алимова Людмила Вячеславовна Описание: данный конспект рекомендован воспитателям, педагогам дополнительного образования. Назначение: Конспект для проведения открытых занятий в детском саду. Цель: 1. Познакомить детей с профессией врача-стоматолога. 2. В игровой форме закрепить с детьми 3-4 лет знания о правилах гигиены полости рта. Задачи: 1. Учить детей распределять роли между собой, брать на себя ответственность за выбра...

Набор заданий по математике для дошкольников на новогоднюю тему "Елки"Описание: Скоро Новый Год, а значит самое время наряжать елки. Данный комплект заданий поможет закрепить элементарные математические представления у детей дошкольного возраста. Материал может быть полезен воспитателям, учителям- дефектологам, родителям. Цель: формирование элементарных математических представлений у младших дошкольников и дошкольников с трудностями в обучении(зпр) Задачи: - Закрепить счетные навыки(счет и пер...

Упражнение – игра со снежками для детей 3-4 лет в детском саду. Автор: Крючкова Светлана Николаевна, музыкальный руководитель МДОУ Детский сад №127 "Северная сказка" г. Петрозаводск Описание материала: материал рассчитан на детей 3-4 лет (младшая группа), может быть полезен музыкальным руководителям и воспитателям. Упражнение можно включить в новогоднее развлечение, любое занятие с детьми на зимнюю тематику как фрагмент. Цель: создание радостного настроения у детей Задачи: -доставить детям р...

Игровое пособие «Репка» для детей младшего и среднего дошкольного возраста.Цель игры: Упражнять в употреблении предлогов. Развивать связную речь. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать зрительное восприятие и память. Число участников игры: 1,2 или небольшая группа. Ход игры: существует множество вариантов игровых заданий. Например: 1. Ребенок самостоятельно рассказывает сказку и добавляет последовательно героев сказки (закручивает крышки с изображением героев) или с помощью взрослого....

Квест-игра для младших дошкольников в ДОУ «Найди клад»Подготовила: воспитатель Моисеенко Марина Евгеньевна. Описание: Поиск клада - одна из любимейших игр детей, которая способствует сплочению коллектива. Игра продолжается до тех пор, пока шаг за шагом участники не доберутся до клада. Задания предназначены для детей младшего дошкольного возраста. Цель: физическая и психологическая разрядка детей, получение положительных эмоций. Задачи: 1. Развивать у детей умение ориентироваться на местности п...

Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возрастаАвтор: Дворецкая Татьяна Николаевна ГБОУ Школа №1499 ДО №7 Воспитатель Описание: Пальчиковые игры предназначены для детей младшего дошкольного возраста, могут быть полезным материалом для воспитателей дошкольных организаций, родителей. Назначение работы: Авторские пальчиковые игры направлены на развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста. Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в про...

Приветствую, мои уважаемые друзья! И сразу хочу «с порога» задать вопрос. Поделитесь, как вы отрываете своих малышат от компьютеров? Как по мне, это – целое мастерство. Ведь, сказать «нет, нельзя», не хочется, да и не нужно, а поощрять, себе же хуже. Так что же вы придумали и изобрели? И я скажу о моем методе. Но только это не мое изобретение, а переданное нам в наследие нашими предками, это – настольные игры для детей своими руками. До аристократичности простой и доселе действующий способ! Ведь он и есть игра! То, что так любят делать все наши крохи!

Играть в то, чтобы сделать для себя забаву, да еще своими руками! Правда, придумано здорово! Практикую уже несколько лет, и пока не разочаровалась! Ведь нет ограничений, нет и однотипности. Всегда все, как первый раз! Здорово!

На что я обращаю внимание, чтобы малышатам игра была интересная и полезная? И какие использую материалы?

Во что играем мы?

Наши любимые настольные игры: крестики-нолики, настольный баскетбол и футбол. Бродилки мы тоже делаем, но у сына они не вызывают столько эмоций. Напомню, ему 4,5 года. И да, но, тем не менее, в эти игры играет с удовольствием.
Из покупных любимые: джанга, морской бой, лото и шашки. В шашки пока играть не очень получается, так как учитель (это Я) также играет как новичок.
Итак, наши любимые игры, которые мы делали сами в видео:

На что стоит обратить внимание:

  • возраст крохи;
  • интересы;
  • возможности.

Почему это важно? Потому что для одних это будут увлекательные и развивающие проекты, а для других – примитивные, как пройденный материал, что не понравится никому и чего допускать никак нельзя.

Ребята, а вы знаете, что интересно лично вашему карапузу? Учитывать хорошо бы и детские потребности. Кто-то без ума от паровозиков, другим зайчики и мартышки нужны. А третьих нужно в игре научить считать или проверить по пдд, насколько они знают правила, чтобы мы оставались спокойными, когда они самостоятельно куда-то уходят.

Мы гордимся своими детками! Их способности – повод для нашего маленького хвастовства. А настольные игры стратегии, сделанные своими руками, – это способ раскрыть потенциал малыша и развить его.

Сподручные материалы

Можно узнать ваше мнение? Друзья, вы предпочитаете какой материал для поделок?

Наверное, выскажу всеобщее точку зрения, что это тот, с которым в домашних условиях вам самим легче, или интереснее что-то творить.

И еще один момент озвучу. Порой я не беру новый или ценный материал. В ход идет даже бросовый. То, что по случайности хранится, или в ожидании, что я смогу из него что-то полезное сделать. Например, пробки от пластмассовых бутылок или от вина, старая шахматная доска, фигуры которой растерялись, пуговки, камешки и т.д.

Ну вот, когда все мы собрали: понимание, что нам предстоит с ребятишками сконструировать, для чего и каких целей. Выяснили, какие материалы мы сможем использовать. Не забыли и хорошее настроение. Теперь осталось приняться за дело.

Идеи для творчества

Если игра для крох 2 3 года, то и материал, который будем использовать, должен быть простым. Для более взрослых можно придумать что-то серьезное, чтобы доверить им часть работы, с которой они справятся. Некоторые проекты будут дидактические, мы должны сделать не только конструкцию, или поле «боя», но и придумать правила, составить сюжет.

Поехали?!

Настольный баскетбол

Отличная игра для детей от 4 лет. Интересна и для взрослых. Очень классная игрушка, просто делать. Зато очень полезная. Мы играем уже месяц в нее ежедневно по часу всей семьей. Для скучных зимних вечеров – отличная идея!
%

Лабиринты

Всевозможные лабиринты можно нарисовать самому, можно распечатать. Можно играть пальчиком, можно маленьким человечком или зверушкой лего, а можно даже ездить маленькой машинкой. Конечно, дороги тогда нужно нарисовать пошире. В зависимости от сложности игра может подойти как для 2-х летнего, так и для 13 летнего ребенка












Найди свой цвет

Какие настольные игры можно сделать с детками своими руками для самых маленьких? В 2 года крохи отлично различают цвета. Вот это и будет задачей ребенка.

Берем бумагу любой плотности и проводим посередине 2 линии, горизонтальную и вертикальную. Каждую из четырех частей зарисовываем своим цветом: синий, красный, зеленый, желтый. Вот эта работа для малышей. Крохи могут нам помочь. Дайте им фломастеры или цветные карандаши (желательно, чтобы они были мягкими), и пусть потрудится.

И даже с карточками малышок может нам помочь. Для того, чтобы карточки были плотными, можно или взять картон, или склеить лист, сложив его в 2 или 3 раза. Разукрасить. Размер карточки может быть или такой же, как и поле его цвета, или меньше.

Цель . Карапуз должен положить карточку на одинаковое по цвету поле.
Еще игра с пуговицами для малышей на видео:

Пазл

Сделать пазл, который для всей семьи будет интересно собирать, очень и очень просто. Берем картинку, приклеиваем ее к картонке. Рисунок может быть любой, от простого смайлика, до карты своей страны, и разрезаем его на части. Если со смайликом все понятно, части будут произвольного размера и формы, то карту можно нарезать по областям.

Цель . Найти место каждому кусочку. Если это – карта, для дошкольников будет познавательно сложить все части и заодно познакомиться со своей страной.

Карту мира можно купить в канцтоварах, наклеить на картон или ватман, разрезать. Чем старше дети, тем больше частей. Можно для начала распечатать на обычном листе карту и играть с маленькой. Чтобы распечатать кликни на картинку, она увеличится.









Наша планета для почемучек 4-5 лет

Можно взять просто карту и яркие картинки зверей распечатать и вырезать и расскладывать их по континентам. Так малыш уже до школы будет иметь представление о своей планете. У меня сын (4,3 года) как раз начал спрашивать а что такое страна, а кто такой король. Я думаю сделать ему такую игру обучалку.

Карту можно распечатать также на А4. Еще нашла зверей для распечатки, при печати убирайте галочку: растянуть по размеру кадра.


Африка
Австралия
Тайга

Россия
Южная Америка
Северная Америка

Пазлы для малышей 1-3 года

Если для малышей 2-3 лет, то можно делать пазлы из 2-3 частей. Некоторые мамы делают красивые пазы из фетра.
Мастер-класс по таким замечательным пазлам на видео:

Ходилка-бродилка

Отличный вариант для 5 лет. И весело рисовать, и здорово потом играть. Но тут нужны правила и сюжет.

Любите рисовать? Тогда часть работы, более мелкую, вам «придется» сделать самому. Остальное – доверьте ребенку. Что для поделки понадобится:

  • Поле;
  • Фишка;
  • Кубик;
  • Карточки.

Фишки . Кстати, можно и фишки участникам для настольных игр сделать своими руками, как впрочем, и все остальное. Их изготавливаем из бумаги. Скручиваем небольшой кулечек, в форме конуса, склеиваем края и обрезаем лишнее по низу. Получается устойчивая фигурка. Ее можно разукрасить.

Более взрослым ребятишкам интересно будет поэкспериментировать и выпилить из дерева фигурки. Хоть, этот материал можно использовать и проще. Нарезать толстую веточку на кусочки, сныть с нее кору и прокрасить.

Еще проще сделать фишки из фетра. 2 маленьких кружочка одинакового размера сшить между собой. Между ними сделать прокладку из любого материала. Кружочки-фишки нужны одинакового размера, но разные по цвету.

Поле . Определитесь с его размером. Это будет зависеть от того, на сколько участников вы рассчитываете и от возраста крохи, для которой эта забава творится (мелкие узоры и картинки для малышей не видны четко, да и не интересны).

Как нарисовать поле? Все просто! Так как это – ходилка, то нам понадобится «дорога», по которой наш персонаж будет ходить. И места стоянки, назовем их клеточки. Некоторые из них будут «с призами». Например, «вперед», «назад», или «постой немного, подожди». Но это уже относится к правилам. Главное, не переусердствовать. Такие «призы» не должны занимать больше 1/3 всех клеточек.

Еще небольшое дополнение. Такие клетки могут быть разного размера и формы: круглые, овальные, треугольные, квадратные, да хоть облачка, если это подходит под тему игры. Их можно изготовить самостоятельно, нарисовать или вырезать печатные знаки и приклеить.

И не забудьте, все должно быть весело и красочно разукрашено!

Правила . Они напрямую зависят от возраста крохи. Выглядеть будут, как часть сказки: жили были… и им понадобилось пойти… они решили добраться до нужного места наперегонки. Но на их пути были препятствия… Возможно, малышу будет интересно вместе с вами сочинять эту историю.

Кубик . И кубик попробуем для настольных игр сделать своими руками. Вырезаем из бумаги небольшой крестик, состоящий по горизонтали из 3 одинаковых квадратиков, а по вертикали – из 4. Нумеруем их. Горизонталь – 2, 3, 4. Вертикаль – 1, 3, 5, 6. Точка «3» — место пересечения. Не забудьте, что вокруг, с трех сторон кубиков «2», «4», и в конце кубика «1» должны быть дополнительные полоски для склеивания.

Карточки . Это напоминалки, что делать, когда попал на ту или иную стоп-клетку. Карточки могут быть для конкретной клетки, или же, в произвольном порядке браться из стопки. Решать вам. Пропишите это в правилах.

Видео — настолиные игры своими руками

Вот именно этого я и жду, чтобы вы рассказали о своем творчестве, как конструируете забавы с малышатами, и в какие им интереснее играть! А потому, пишите, подписывайтесь на новости, а они обязательно будут. Задавайте вопросы и оставляйте предложения сами, и приводите друзей! Всегда с нетерпением жду вас! Пока! И счастливого дня!

Дидактические игры и пособия для познавательного развития детей младшего дошкольного возраста

В этом году я работаю с ребятами младшего дошкольного возраста. Именно поэтому все творческие поиски направлены на создание развивающей среды, игр и пособий, которые будут способствовать развитию дошколят. Все представленные игры и пособия сделаны из бросового материала, который встречается повсеместно в быту. Такие игры можно сделать и в домашних условиях, чтобы увлечь ребенка.
"Ленточные коврики для развития моторики"

Для создания игры понадобился коврик для мытья посуды и ленты.
"Найди половинки неваляшек"


Для создания этого пособия я воспользовалась бумагой для черчения и потолочной плиткой для придания жесткости бумаге.
"Планшеты для фигур"


Эти планшеты созданы из фанеры, кнопок. А для создания фигур мы воспользовались обычными резинками для волос.
"Сортер для цветных фишек"


Для создания этой игры понадобились контейнеры от чипсов, разноцветные фишки. Часто в доме остаются элементы от мозаики, и других игр, которым нет общего применения. Наш сортер - это хороший тренажер для цветовосприятия и развития мелкой моторики.
"Умные пирамидки"


Это пособие создано из использованных бобин от скотча, самоклеящейся пленки. Для стержня я использовала черенок от лопаты, а для зрительного соотнесения - карточки с последовательностью построения.
"Разноцветные кружочки"


Эта игра выполнена из самоклеящейся пленки и обрезков ламината для жесткой основы. Кружки, нанесенные на планшеты, разного цвета, размера. Ребенку необходимо из предложенного многообразия найти нужный кружок и накрыть фигуру на планшете. Позвольте представить их более крупным планом.
"На полянке"


"Веселый паровозик"


"Рыбка"


Яркие бабочки" "


"Нарядные елочки"


А это забавный друг, который очень понравился нашим малышам. Он выполнен из фетра, маленькой пластиковой бутылки. Фетр можно заменить более дешевой салфеткой для мытья посуды. Для развития мелкой моторики можно использовать бусинки, любой мелкий материал. Мы воспользовались фасолью.
"Покорми поросенка"


Некоторые идеи были замечены на просторах интернета. Огромное спасибо творческим людям, которые создают для детей множество развивающих игр, пособий, головоломок. Надеюсь, что созданные мною игры помогут в развитии малышей.
Спасибо за внимание. Желаю успехов в творческом поиске.

В последнее время развивающие игрушки появились на прилавках всех магазинов. «А как без них?!» - восклицают педагоги. Давайте разберемся, что такое развивающая игрушка.

Если исходить из названия, то это игрушка, которая что-то развивает у ребенка: мелкую моторику или какие-то знания. По большому счету, все игрушки являются развивающими: погремушка учит ребенка управлять своими ручками (хватать, перекладывать из руки в руку, бросать). И все-таки, развивающими обычно называют те игрушки, которые позволяют ребенку чему-то научится в игровой форме. Многие из таких игрушек вы можете сделать своими руками.

Основные этапы развития ребенка

Прежде чем приступить к изготовлению игрушки, определите, на какой возраст она будет рассчитана. Очевидно, что не будет интересна пятилетке. Немаловажно и то, чем увлекается ребенок. От этого зависит, какой формы будет ваша игрушка и каким сюжетом она будет объединена.

Хотелось бы напомнить, что все индивидуально. Возможно ваш ребенок уже овладел каким-то навыком раньше времени, возможно - нет.

0- 3 месяца

Ребенок большую часть времени лежит на спине. Необходимо развивать умение сосредоточивать взгляд.

Виды игрушек: мобили, яркие погремушки, гирлянды, бусы.

Требования к игрушкам: разные фактуры, легкость игрушек, простые формы. Цвета яркие, но не пестрые. Желательно не больше 5 предметов.

3 - 6 месяцев

Ребенок больше двигается и все предметы тянет в рот. Учится переворачиваться со спины на живот. Необходимо развивать координацию движений, слух и зрение, навык хватания.

Виды игрушек: неваляшки, тряпичные бусы, игрушки с зеркалом, погремушки - гантели, кольца. Развивающие коврики с дугами. Тряпичные мячики, браслеты с пуговицами.

Требования к игрушкам: яркие, разнофактурные игрушки, издающие разные звуки.

6 - 9 месяцев

Ребенок учится ползать, узнает близких. Некоторое время способен развлекать себя сам. Необходимо поощрять двигательную и речевую активность, а также развивать умение хватать предмет не всей рукой, а двумя пальцами.

Виды игрушек: развивающие коврики, сортеры, пирамидки, матрешки, музыкальные игрушки с кнопками.

Требования к игрушкам: яркие, звучащие игрушки должны отличаться по форме, весу, способу использования.

9 - 12 месяцев

Ребенок учится ходить, говорить. Необходимо развивать двигательную и речевую активность.

Виды игрушек: развивающие коврики и книжки с картинками, игрушки–каталки, куклы с ярко выраженными чертами лица, перчаточные и пальчиковые куклы, пирамидки, кубики, сортеры, варианты коробочек, ведерок, корзинок (игрушки– вкладыши).

Требования к игрушкам: игрушки, состоящие из разных частей, которые можно собирать и разбирать. Игрушки, отражающие ситуации реального мира.

1 год - 1 год 3 месяца

Начинается активное развитие и исследование окружающего мира. У ребенка проявляется стремление к самостоятельности. Необходимо развивать двигательную и речевую активность, а также операции мышления: сравнение, обобщение, анализ.

Виды игрушек: пирамидки, кубики, игрушки-вкладыши, музыкальные инструменты.

Требования к игрушкам: игрушки, состоящие из разных частей, которые можно собирать и разбирать.

1 год 3 месяца - 1 год 6 месяцев

Развитие речи, поощрение речевой активности, развитие мелкой моторики (расстегивание - застегивание различными способами). Развитие операция мышления.

Виды игрушек: развивающие коврики и книжки, кубики, игрушки с сюрпризом (секретом), сортеры.

Требования к игрушкам: игрушки, позволяющие обобщать предметы по признакам сходства, величины, цвета. Названия животных, растений, одежды и т. п.

1 год 6 месяцев - 1 год 9 месяцев

Активное познание окружающего мира. Необходимо развивать активное использование предметов по другому назначению, самостоятельную игру, понимание эмоций.

Виды игрушек: игрушки, отражающие реальные ситуации и предметы окружающего мира, животных.

Требования к игрушкам: предметные игры (сюжетные, строительные и т. п.). Игрушки, требующие показать и назвать цвета, форму, выбрать действие.

1 год 9 месяцев - 2 года

У ребенка идет активное социальное развитие. Необходимо развивать понимание формы, цвета, размера.

Виды игрушек: сортеры, пирамидки, кубики, книжки.

Требования к игрушкам: игрушки, которые можно группировать по форме, цвету, размеру.

2 - 3 года

Продолжается активное социальное развитие малыша, он уже умеет взаимодействовать с другими детьми. Необходимо развивать мелкую моторику, а также умение различать формы, цвета, размеры.

Все виды игрушек. Поделки из природных материалов, бумаги, пластилина.

Требования к игрушкам: игрушки для предметных, сюжетно-ролевых игр.

3 - 5 лет

Активность, умение самостоятельно выстраивать свою игровую деятельность. Необходимо закреплять эти навыки.

Виды игрушек: детское лото, пазлы . Игры на изучение времени суток и времен года. Изучение алфавита и цифр.

Материалы для изготовления развивающих игрушек

Материалов для изготовления развивающих игрушек огромное множество, большинство из них есть в каждом доме!

Остатки ткани

Развивающие игрушки хороши тем, что для них можно использовать остатки, которые есть у каждой рукодельницы. Например, остатки различных тканей, фетра, флиса, трикотажа. Разная фактура только приветствуется!

Хотите облегчить себе жизнь? Используйте небольшие отрезки тканей, которые прикладывают к новым костюмам.

Те, кто умеет вязать, могут использовать квадратики, которые вяжутся для расчета петель.

В ход идет всё: шнурки, ленты, пуговицы, бусины, молнии, кнопки, кулиски, защелки, липкая лента, пряжки и многое, многое другое! А небольшие термоаппликации вполне могут сыграть роль секретика, спрятавшегося за шторкой или в кармашке.

Мебельная фурнитура

Защелки-щеколды, крючки, ключи с замочками и винтики с резьбой можно использовать, например, при «строительстве» домика.

Шуршащие элементы

Шуршание того или иного элемента достигается за счет вложенной внутрь скомканной целлофановой обертки от чая или коробки конфет.

Гремящие элементы

Гремящие элементы представляют огромный простор для фантазии. Вложите внутрь пластиковый контейнер от бахил или пластиковое яйцо из Киндер-сюрприза, в которое насыпана какая-нибудь крупа (рис, горох, греча, небольшие макароны), соль, сухие вишневые косточки или желуди.

Звенящие элементы

Чаще всего представляют собой небольшой колокольчик, купленный за небольшие деньги в сувенирной лавке или рыболовном магазине.

Блестящие и прозрачные элементы

К таким относятся кусочки плотной фольги, внутренняя сторона упаковки от сока или молока, а также упаковки от игрушек или постельного белья.

Открывающиеся элементы

Они обычно очень нравятся детям, особенно если под ними кто-то прячется) Варианты: окошко, кармашки, шторки. А можно использовать вот такие обычные крышечки от воды или сока.

Старая одежда

Некоторые мастерицы используют детскую одежду своих малышей, которая им уже мала.

Наполнители

В качестве мягких наполнителей обычно используют синтепон, поролон (тогда ваш кубик будет держать форму) или пенопласт.

Впрочем, я уверена, что если вы подумаете, то обязательно придумаете что-то свое!

Какими бывают развивающие игрушки

В сети Интернет можно найти огромное количество развивающих игрушек, сделанных своими руками: книжки, кубики, панно и коврики, подушки, стенды, домики, фигуры животных и т. д.

Развивающий коврик

Сюжеты тоже разнообразны. Это может быть какая-то детская сказка или просто сюжетная картинка.

Вспомните, например, чем увлекается ваш мальчик: машинками или паровозиками?

Интересны варианты книжек «про малыша» - они не только развивают моторику, но и помогают ребенку лучше узнать окружающий мир.

А может это будет просто кубик, с некоторыми элементами? Выбирать вам.

Все игрушки можно разделить на 2 большие группы : те, с которыми ребенок может играть самостоятельно и те, для которых нужна помощь или присутствие взрослого . Обычно к первым относят развлекающие игрушки для детей первых месяцев жизни, а также игрушки, развивающие мелкую моторику. После нескольких показов, ребенок уже самостоятельно сможет расстегивать молнию или пуговку, откручивать крышечку и т. д.

Присутствия взрослого требуют игрушки, развивающие умение считать; находить больше-меньше, право-лево, верх-низ; называть цвета и геометрические фигуры, части тела или животных, объяснять правила поведения или дорожного движения и т. д.

Варианты игрушек и умения, которые они развивают

Такой браслет пригодится совсем маленькому малышу (от 2 до 4 месяцев). Он будет способствовать развитию слуха и зрения малыша, а также координации движений.

Бусы (слингобусы)

Слингобусы развивают восприятие цвета, тактильные ощущения, учат ребенка перебирать и перекатывать небольшие элементы. А можно помимо бусин, прикрепить несколько небольших вязаных зверьков или фрукты.

Подушка с пуговицами

Несмотря на кажущуюся легкость - игрушка довольно интересна. развивают тактильное восприятие малыша. Возьмите её с собой в дорогу и просите ребенка (в зависимости от его возраста) найти все пуговицы определенного цвета, сосчитать их (на всей подушке, в одном ряду или столбце), найти наибольшую или наименьшую пуговицу определенного цвета в ряду или на всей подушке, показать какая пуговица справа от маленькой синей и т. д.

Книжка

Развивает мелкую моторику, учит называть животных, позволяет изучать цвета и геометрические фигуры.

Стенд с замочками

Уверена, мальчишки будут просто в восторге! Ведь столько всего, что можно открыть, расстегнуть, повернуть и нажать. Сделать развивающий стенд довольно просто, бОльшая часть элементов найдется в кладовке любого мужчины.

В апреле я пополнила свою копилку идей развивающих игр, сделанных своими руками. Мне посчастливилось попасть на удивительное мероприятие, организованное сайтом «Родная тропинка» : встречу-игротеку с Татьяной Александровной Барчан. У нее необычная история: биохимик по профессии, она работала в НИИ и не думала, что станет придумывать и создавать развивающие игры для детей своими руками. Но все сложилось по-другому: Татьяну попросили позаниматься с одаренными ребятами 6-7 лет, с этого и началась карьера педагога и изобретателя развивающих игр. Сейчас Татьяна руководит Центром образования и творческого развития «Ребус» , является автором множества игр, которые были признаны специалистами одними из лучших (знак качества «Детские психологи рекомендуют»).

Развивающие игры своими руками

1) Коробка с дорожками для магнита . Смысл в том что для игры нужно два магнита: один побольше, его убирает под но коробки (с другой стороны), второй — поменьше, он будет ходить по игровому полю. Маленький магнит мы перемещаем с помощью большого, который при этом не виден. Чудо чудное для малышей.

В качестве «игрового поля» берем небольшую коробку из-под конфет (чтобы ребенку было удобно держать в руках), добавляем дорожку, препятствия, другие элементы. Как вариант игровой ситуации: машина едет по делам, надо заехать на заправку (какой элемент), потом через мост на автомойку (следующий элемент) и т.д.

2) Косточка для собачки. Нужны несколько коробочек, разные по размеру, обклеены разной цветной бумагой. Есть собачка, которая ищет косточку (легко меняем на персонажа, который есть в наличие у вас дома). Косточку прячем в одну из коробок и даем подсказку: «косточка в коробке между синей и красной» или «в коробке над желтой». Для старших детей можно посложнее «не в красной, но выше синей». Высший пилотаж — пусть ребенок спрячет кость и загадывает такую задачку вам.

3) Простая модель термометра . Все гениальное — просто! Вырезанный прямоугольник из картона, подписаны цифры, вдета обычная резинка, часть резинки — прокрашена. Дергает с другой стороны за резинку — температура на термометра растет, тянем в другую сторону — падает.

4) Другой взгляд на паззлы для малышей: разрезать не прямоугольную картинку, а круг по секторам. Такую мозаику собрать с одной стороны сложнее, с другой — проще. В любом случае полезное разнообразие для тренировки внимания и мышления.

5) Детская библиотека . Берем 12 одинаковых коробочек, делаем их одного цвета, наклеиваем цифру на корешок и картинку на обложку. Кстати, старый календарь можно использовать в качестве источника цифр для такого и других пособий. Все книжки хранятся в большой коробке на 12 книг. Вариантов игр с такой библиотекой — масса. Можно заниматься развитием речи, угадывая по картинке на обложке, о чем эта книжка, что там за сюжет, что за история. Можно тренировать числовой ряд: собирать книжки по порядку, находить, какой книжки не хватает, составлять в обратном порядке, просить подать «следующую за пятой» и т.п. Как только найду подходящие коробочки — обязательно сделаю нам такую «библиотеку».

6) Лото на разницу между плоскими и объемными фигурами. Для этого понадобятся листы для заполнения и собственно объемные фигуры. Татьяна делала их сама из специальной массы для лепки. Задача игроков определить, на какую фигуру похож вытащенный из мешочка предмет (пуговица — круг, мячик — шар и т.п.). Очень полезно все геометрические понятия пропустить через руки, ощупать в прямом смысле этого слова.


7) Задачки на сравнение. Татьяна предлагает интерпретировать знак «больше» и «меньше» как стрелочку, которая всегда указывает на маленького, на малыша и рекомендует начинать с пар: мама-малыш. Мне очень нравится такая позитивная «стрелочка», потому что обычно предполагается представить крокодила, который ест тех, кто меньше. Сначала играем с полноценной стрелочкой: от мама-малыш переходим к количеству предметов, потом к цифрам. Дальше стрелочка «теряет» палочку и остается знак «больше»/»меньше» в привычном нам виде. Дальше продолжаем играть с карточками уже с обычным знаком.

8) Игра «Капризный покупатель» . Официально разрешаем малышам капризничать 🙂 Для игры нужно много разных фигур разного цвета. Это товары в магазине, куда приходит капризный покупатель. У него на карточке указано, что он хочет купить, но примерно так: не красное, не круглое, но квадратное. Нужно убрать те карточки, которые не нравятся покупателю и оставить только те, что подходят по критериям. Малыши таким образом постигают основы теории множеств, сами того не замечая.

Я показала вам только небольшую часть игр, которые мы обсуждали на игротеке (только те, где у меня есть фото). Видно, с какой тщательностью и любовью к детям сделаны все пособия. Помимо идей развивающих пособий, Татьяна щедро делилась игровым опытом, советами по организации игры, изготовления долговечных игрушек (ее собственные творения прошли через руки множества детей на протяжении нескольких лет), особенностями освоения математики, чтения, педагогическими хитростями. Татьяна поразительно увлеченным человек, после игротеки все участники вышли с горящими глазами и полными пакетами покупок, т.к. помимо самодельных игр есть уже множество «готовых к употреблению» игр. Я в полном восторге от некоторых приобретений, Паша тоже 🙂

Я настолько загорелась после игротеки, что уже через пару дней сделала одну из игрушек, попозже напишу мастер-класс. Сейчас, пока писала эту статью, снова руки чешутся что-то пойти и смастерить.

А что вам понравилось больше всего из предложенных идей?



Просмотров