Конспект занятия по рисованию в группе раннего возраста. Рисование в раннем возрасте Конспект занятия по рисованию ранний возраст

Ксения Михайлова

Программные задачи:

Художественно-эстетическое развитие: учить изображать один и тот же предмет двумя цветами, формируя представление о цветосочетании. Развивать интерес к творческому процессу.

Познавательное развитие: учить видеть красоту яблок и яблони на разных стадиях созревания плодов. Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы. Учить целенаправленным действиям с предметами, подражать новым действиям.

Речевое развитие: формирование культуры общения (использования в речи приветственных и прощальных слов). Развивать способность понимать текст и выполнять соответствующие движения по образцу. Стимулировать речевое развитие через развитие мелкой моторики и тактильных ощущений. Развивать активную речь. Добавить в словарный запас слова: яблоко,заяц,домик,дерево.

Материал:

Домик,игрушка заяц, лист бумаги,половинка яблока, зелёная,коричневая и желтая гуашь пальчиковая,кисточка,емкость с водой.

Ход занятия:

Воспитатель:Дети,сегодня мы с вами пойдем в гости. Вы любите ходить в гости? И я люблю ходить в гости. Тогда пойдёмте все вместе.

Подвижная игра:

Топ, топ ножки

Шагают по дорожке.

Дорожка кривая –

Ни конца, ни края.

Мы идем, идем, идем(шагают)

И ничуть не устаем.

Так шагают ножки

По кривой дорожке.

Топ, топ, еще топ. (бегают)

А потом все вместе стоп!три прыжка на месте

Речевая игра:

В:На полянке за кустом я увидела чей-то дом,

В доме заинька живет,в гости деток всех зовет.

Мы пришли в гости к заиньке, его зовут Ушастик. Что нужно сказать, когда мы кого-то встречаем? Правильно,нужно поздороваться! Какой он мягкий, приятный на ощупь! Здравствуй, Ушастик, я Ксения Витальевна, а это мои детки! (дети здороваются с заинькой, произносят своё имя)

Посмотрим внимательно на заиньку. Есть у него длинные ушки?Правильно есть. Покажите свои ушки(дети показывают ушки) .Есть у него глазки?Правильно есть. А где ваши глазки?(показывают глазки) .Есть ли у нашего заиньки животик?Правильно есть. А где же ваши животики,детишки?(гладят себя по животику)

Логоритмическая игра:

Жили-были зайчики

На лесной опушке.

(разводить руками перед собой, описывая окружность)

Жили-были зайчики

(показывать на голове заячьи ушки)

В серенькой избушке.

(сложить руки над головой в форме домика)

Мыли свои ушки,

(проводить руками по воображаемым ушкам)

Мыли свои лапочки.

(имитировать мытье рук)

Наряжались зайчики,

(руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе)

Обували тапочки.

(руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ноги)

Воспитатель: Заинька наш проголодался, чем же можно накормить нашего Ушастика? (ответы детей) Будем собирать фрукты и овощи для заиньки. Идем.

(Высыпаем фрукты и овощи из корзины на пол)

Дети собирают фрукты и овощи.

В: Вот какой урожай мы собрали для Ушастика! Фрукты такие вкусные,а овощи хрустящие!Настоящая вкуснятина. Наш заинька очень рад.

Художественное творчество:

Коллективная работа "Яблонька для заиньки".




Дети делают по очереди отпечатки половинками яблок,заранее приготовленными. (воспитатель красит кисточкой половинки яблок) Когда все детки сделали по отпечатку,воспитатель кисточкой рисует ствол яблони.

В:Детки мы с вами сделали очень красивую яблоню. Теперь у нашего заиньки всегда будет,что поесть. Он будет есть яблочки с нашей яблоньки.

Заиньке понравилось с вами играть,собирать фрукты и овощи, но больше всего ему понравился ваш подарок-яблоня,которую мы для него нарисовали.

Какие же вы все молодцы. Давайте погладим себя по головушке за это.



Сюрпризный момент:

В:Ну что же пришла пора прощаться, скажем заиньке «Спасибо» и «До свидание». В следующий раз пойдем снова в гости к Ушастику? Да? значит обязательно сходим!

А у меня для Вас тоже есть угощение. Садитесь за столы, мы тоже будем есть яблочки.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию в группе раннего возраста «Зайчик в гостях у ребят» Задачи: 1. Способствовать формированию у детей первоначального интереса к познанию. 2. Способствовать развитию умения детей самостоятельно.

Конспект НОД в группе раннего возраста по сенсорному развитию «Зайка и ёжик в гостях у ребят» Тема: «Зайка и ёжик в гостях у ребят» Цель: учить детей подбирать предметы, ориентируясь на цвет, по показу и по словесному обозначению.

МБДОУ детский сад № 16 «Жемчужинка» Конспект ООД по области «познавательное развитие» в группе раннего возраста «Кроха» на тему: «Знакомство.

Конспект развлечения с детьми раннего возраста «В гостях у бабушки Матрёны» Конспект развлечения для детей раннего возраста «В гостях у бабушки Матрены» Цель: 1. Создать радостную, веселую атмосферу, доставить детям.

Конспект занятия во второй группе раннего возраста «В гостях у Мишки» Цели и задачи: Формировать умения детей различать и называть основные цвета. Учить группировать цвета. Развивать мелкую моторику, координированные.

Конспект: Мастер – класс для воспитателей.

Воспитатель.

МАДОУ « Детский сад №51» г. Тобольска.

Цель : Расширить знания педагогов о нетрадиционных формах рисования. Задачи : - Познакомить педагогов с нетрадиционными формами рисования – рисования на ткани способами печати и оттиска разными материалами, рисование способом «кляксография» с помощью резиновой груши.

Создать благоприятную творческую обстановку;

Повысить уровень мастерства педагогов в рисовании нетрадиционными способами.

Методы и приёмы : репродуктивный, практический.

Оборудование:

Для рисования: презентация по теме; столы для педагогов; материал для практической деятельности – отрез сатиновой ткани размером 1.5/1.5 м.; клеёнка на столы; коробочки для использованных салфеток; гуашь; пальчиковые краски; баночки с водой; кисти; печатки из моркови и картофеля; печатки из поролона; листья пекинской капусты; ватные палочки; поролоновые тампоны разной конфигурации; влажные салфетки на каждого педагога; штемпельные подушки; маленькие медицинские резиновые груши; пипетки; «Памятка по нетрадиционным формам рисования» каждому педагогу.

Для изготовления поделок : столы и стулья для педагогов; пекинская капуста целая; простая капуста; морковь; картофель; ножи; зубочистки; палочки для суши; нитки простые; тесьма разных цветов; лоскуты ткани; пластилин; влажные и простые салфетки; музыкальный фон.

Предварительная работа : обработка специальной литературы по данной теме; подготовка презентации по теме.

Ход мероприятия: Уважаемые коллеги, приятно видеть Вас на нашем мероприятии, посвящённом теме: «Нетрадиционные формы рисования».

Разрешите немного рассказать вам о техниках нетрадиционного рисования.

Показ слайдов: «Нетрадиционные формы рисования»

(Электронный ресурс: images.yandex.ru)

Простая технология

О способах нетрадиционных я хочу Вам рассказать,

Ведь рисовать ребёнок может и, не умея рисовать.

Словами часто не расскажет, ведь мал ещё тех слов запас,

Рисунок запросто покажет невидимое всё подчас.

В детстве все мы рисовали на песке и на окне,

И мелками на асфальте, просто палкой на земле…

А теперь зубная щётка фон набрызгивает чётко.

Рисование на стекле – просто чудо, знают все!

Даже маленькой пипеткой краску бережно набрать,

Без особого умения можно тоже рисовать!

Ещё нет навыков порою кисть и карандаш держать,

Но пальцем, кулачком, ладошкой мы смело можем рисовать!

Что в доме не годится точно, может от спичек коробок,

Кусочком плитки потолочной красивый оттиснём узор.

Весёлых рыбок, осьминожек, цветок для мамы из ладошек.

А пальчиками без труда - утяток около пруда…

Цветок сирени, гроздь рябины…

Украсим платье кукле Нине горошком…

Пятнышки, полоски подарим муркающей кошке…

Цветная манка, соль, опилки без кисточки раскрасят всё,

Раскраску превратят в картинку и это всё альтернативно!

Всё новое нам по душе, рисуют дети в тишине…

Сопят, склонившись над листочком, и вот, мазочек за мазочком…

От удивления замирая, глядят, как свечка восковая,

Творит такие чудеса, и нету лучше волшебства!

«Тычком» рисуют медвежонка, пушистая у мишки шёрстка!

И как всем полюбились кляксы, мы не боимся замараться!

Ну а нитку шерстяную в краску если обмакнуть,

В согнутый листок альбомный поместить, зажать, тянуть…

Получаются шедевры, коль фантазию включить!

Очень просто, несомненно, дорисовывать, творить!

Полон мир экспериментов, рисуя, дети познают,

Свойства, качества предметов, даже когда воду льют…

Смешивая краски, цветом залюбуются порой.

Множество оттенков дети изучают всей гурьбой.

Здорово, что есть для деток интересные дела!

Всё доступное, простое – в слове ТЕХНОЛОГИЯ!

В: Уважаемые коллеги, сегодня Вашему вниманию будут представлены две техники рисования – это рисование с помощью печаток и рисование способом «кляксография». Способы настолько просты, интересны и доступны для любого возраста детей, начиная с раннего возраста. Рисование штампами – это возможность использования хорошо знакомых предметов и материалов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительносго периода, когда у них ещё не сформированы технические навыки работы с красками, кистью…

А главное, что рисование штампами играет роль в общем психическом развитии ребёнка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, в развитии творческого потенциала.

«Кляксография» – рисование пятнами и кляксами. Этот вид изобразительного искусства не требует особых навыков, единственное, что вам понадобится – это богатая фантазия! Пятно имеет уникальную неповторимую форму. Суть кляксографии в том, чтобы в получившемся пятне увидеть образ и дополнить его деталями. Благодаря данной технике рисования, у ребёнка усиленно развивается творческое воображение. Кляксография поможет детям поэкспериментировать с красками и весело провести время.

Практическая часть.

В: Сегодня для вас предоставлена возможность самим побыть маленькими художниками - детьми раннего возраста.

(За столом с эмблемкой красного цвета воспитатели готовят поделки из овощей, которые будут представлены для обыгрывания окончания сказки).

Одна группа – воспитатели, другая группа – дети.

В: Послушайте загадку.

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. Кто это? (зайка)

(Из красивой коробочки появляется игрушка зайчик.)

В: Послушайте сказку о том, что же с зайкой произошло…

- «Жил в лесу маленький зайка. Он боялся каждого щороха, но иногда вылезал из своей норки, чтобы погулять. Однажды он встретил в лесу Осень. Она раскрашивала волшебной кисточкой все деревья жёлтыми и красными красками…

Зайке это так понравилось, что он вдруг осмелел и попросил у Осени такие краски.

- «Что ж», - сказала Осень, - «Мне не жаль, и я дарю тебе разные краски». Зайка сказал Осени «спасибо» и побежал к себе домой.

Зайка хотел нарисовать на своей скатёрке красивые деревья, травку, солнышко…

Но тут он вспомнил, что у него нет такой волшебной кисточки, как у Осени. Зайка присел на стульчик и загрустил…»

Но грустил он недолго, посмотрел вокруг и увидел морковку, капусту, картошку…Взял капустный лист и окунул его в краску, приложил к скатёрке и получилось деревце, а морковкой нарисовал ствол для ёлочки. Тут и шляпку грибка половинкой картошки, к ней из морковки приложил и ножку…

Так понравилось зайчонку рисовать, что он не заметил, как уже рисовал лапкой, палочками, листочками…

И тут он увидел резиновую грушу, набрал в неё краску и плюхнул кляксу, которая стала похожа на солнышко без лучиков. Лучики дорисовал носиком груши. Получилась у него целая картина, где были деревья, солнышко, облака, птички и даже листочки, которыми играл ветерок…».

В: Сегодня мы тоже попробуем нарисовать такую же картину, какую нарисовал зайка на своей скатёрке. У нас на столе тоже есть скатёрка, на которой мы будем рисовать…

Воспитатель показывает приёмы рисования нетрадиционными способами, одновременно привлекая к этому других воспитателей.

(Картина нарисована, просим «художников» продемонстрировать её).

В: Но почему – же зайка снова грустный? А загрустил зайка потому, что…

Педагоги обыгрывают сказку поделками из овощей: «А загрустил зайка потому…» (Непредсказуемый вариант окончания сказки.)

Звучит весёлая музыка.

Итог:

В: Вот и подошёл к концу наш Мастер – Класс.

Хочется закончить словами: «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём труде». (Роден.)

Спасибо за ваше участие и примите на память «Памятки по нетрадиционным формам рисования».

Используемая литература:

1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» / авт.- сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014. - 464 с. - (ФГОС ДО. Программно - методический комплекс «Мозаичный ПАРК»). ISBN 978-5-00007-697-2

2. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник

1.Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа». М., Мозаика-Синтез, 2015-10-08 Н.Ф.

2. Комарова С. Как научить ребенка рисовать. – М., 1998.

3 Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. – М., 1998.

4 Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2006.

5 Комарова Т. Детское художественное творчество.- М., 2005.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

«Краски правдивее, чем слова, это более глубокий символ нашей жизни…»
(А. Блок)

В раннем детстве закладываются духовные основы будущей личности. У ребенка нужно как можно раньше пробудить сознательный интерес к разного рода творчеству. Такой благодатной обширной основой служат ранние занятия детей изобразительной деятельностью. Творчество дает ребенку стимул познавать мир, удивляться, приобщаться к искусству. «Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Они не просто переносят краски на бумагу, а живут в этом мире, входят в него как творцы красоты». (В.А. Сухомлинский).

Ранний возраст, которому, к сожалению, педагогами уделяется не так много внимания, стоит особняком в системе воспитания детей. Это первая ступень, некий трамплин, от которого зависит многое в будущем развитии ребенка, помогает накопить необходимые навыки и умения, чтобы стать основой для качественного обучения в дальнейшем.

Почему данный возраст выделяется педагогами в отдельный период в дошкольном развитии? Причиной тому психологическое и физиологическое развитие малыша. Все поведение его ситуативно, эмоциональное настроение зыбко и непостоянно. Эмоции и аффекты в этом возрасте проявляются сиюминутно, непосредственно в определенной ситуации. Дети чрезвычайно впечатлительны и восприимчивы к окружающему, каждая вещь для них обладает эмоциональной заряженностью. Воображение, являясь отражением окружающей действительности, тесно связанное с пережитым опытом ребенка, начинает развиваться в процессе игры, когда им разыгрываются знакомые действия взрослых, возможные варианты их поведения и испытанные переживания самого ребенка. Дополнительным толчком к развитию воображения является развитие речи. В дальнейшем начинает развиваться более сложное – ассоциативное восприятие, в репертуаре игровых действий постепенно входят замещения. Основным содержанием игры в раннем детстве является подражание действиям взрослого, а затем развивается самостоятельная деятельность, творчество.

Следует выделить три важнейших этапа в деятельности детей: репродуктивный, продуктивный, творческий. В раннем возрасте у детей получает развитие репродуктивный этап, который выглядит примерно так: «делай, как я», «повтори сам».

Творческое воображение в раннем возрасте требует опоры на предмет, его признаки, оперирование и обыгрывание его в сюжетных игровых эпизодах, в соединении его с речью и действиями с предметом.

В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная. Малыш в возрасте от 1,5 лет узнает изображение. Сначала ребенок воспринимает лист бумаги как неограниченную плоскость. Поэтому рисует, заполняя его различными изображениями, переворачивает, рисует на столе, если не помещается задуманное. Первые шаги ребенка: выделять верх и низ листа бумаги, а затем и центр, помещая в нем главный объект (элемент) на картинке. Он отражает предмет обобщенно, выделяя самое существенное. Восприятие и эмоции еще не отделены друг от друга, что обуславливает чрезвычайную впечатлительность малышей, яркость и быстротечность их эмоций.

В процесс восприятия ребенком всегда включаются двигательные компоненты: ощупывание предметов и движение глаз при восприятии целого и части.

Важным стимулом развития воображения является формирование игровой деятельности у ребенка (например, вымышленная история о персонаже – зайке, мишке, побуждаем ребят им помочь, вызвать доброе отношение к игровым персонажам, желание помочь героям.

Шагая по ступеням от простейшего к сложному, следуя главному принципу – преемственности в обучении получаем в дальнейшем результаты: умение видеть в предмете целое раньше его частей, расширение кругозора маленького человека, радость творчества.

Малыши очень восприимчивы к информации, особенно к её изобразительному ряду. Им интересны любые виды деятельности: от простых элементов рисования пальчиками пятен, следов на дорожке, дождика, травки до готового зрительного образа, выполненного различными материалами.

Общая схема построения занятий по изодеятельности складывается из нескольких частей:

  1. психологическое вхождение (оно может быть в том числе музыкальным, в виде прослушивания музыки, или песенки, или зрительным при рассматривания картинки, и даже обонятельным – для узнавания предмета), включает в себя сенсорное изучение предмета – ощупывание, поглаживание, поворачивание, сжимание;
  2. познавательная, в которой в игровой форме раскрывается тема, ставятся задачи, задаются вопросы сходства с чем-либо («на что похоже? – на сосульку, морковку, мостик, луну», то есть на знакомые образы), или отличия – одно от другого;
  3. завершающая – обсуждение, анализ, пение песенки, эмоциональное завершение, чувство радости, удовольствия.

Для маленьких детей вначале полезно использовать в сюжетно-ролевой игре пальчиковое, воздушное рисование – это ассоциативно-двигательные показы детьми: «как мы гладим кошечку», «как качаются качели», «как вращаются колеса у машины». Дети, подняв руки, показывают высокое дерево, присев – низкое. Движениями рук показывают волны – большие и маленькие.

В рисовании малыши знакомятся с цветным карандашом, свойствами восковых мелков, обучаются различному нажиму материала и получению линий различной толщины, технике закрашивания, не выходя за контур; обучаются элементам повторного мазка, сочетаниям двух цветов, чувству ритмичности, осваивают красный, зеленый, желтый, синий, белый, черный цвета. На каждом занятии необходимо использовать зрительный образ.

Следует учить детей раннего возраста проводить линии сверху – вниз (вертикальные) и слева – направо (горизонтальные). Это могут быть длинные, короткие дорожки, праздничный салют, травка, которая наклонилась от ветра, ниточки с шариками и т.д. Затем, освоив линии, подводить к изображению предметов, имеющих округлую форму (облако, снежный ком, лужи, шары, колечки и т.д.)

Правила рисования кистью включают в себя следующие моменты:

  1. Кисть держать за железным наконечником в «щепотке».
  2. Рука с кистью движется впереди линии в горизонтальных линиях, и за линией при рисовании вертикальных линий.
  3. При рисовании широких линий – опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.
  4. Тонкая линия изображается концом кисти.
  5. При закрашивании кистью линию вести только в одном направлении и только в одну сторону, а не туда и обратно, как карандашом.

Фантазии детей, которые изображены на бумаге или выполнены в пластилине, в глине, ускоряют и облегчают речь ребенка, так как двигательная активность кисти рук, пальцев непосредственно связана с деятельностью полушарий мозга. Поэтому в обучении необходимо развивать участие обеих рук ребенка: удерживать кисть, карандаш пальчиками в «щепотке» ведущей руки, а другой рукой держать лист бумаги, при необходимости продвигать его, переворачивать, для чего очень полезно выполнять упражнения на развитие синхронности движений рук.

В результате системы этих занятий у детей развиваются:

  • зрительно-двигательная координация, глазомер;
  • мелкая моторика рук, пальцев (особенно движение и взаимодействие пальцев «щепотки» – указательного, большого и среднего);
  • воображение;
  • пространственное, образное мышление;
  • усложняется эмоциональное состояние (дети радуются творчеству);
  • дети начинают замечать «красивое»;
  • способность подмечать характерные признаки предметов, находить сходство и различие между ними;
  • чувство цвета;
  • дети знакомятся с простейшим понятием «узор», «ритм».

Рисование с детьми раннего возраста

Налётова Наталья Яковлевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №137
Невского района Санкт-Петербурга

1. Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческое начало личности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе и элементы психотерапии - успокаивает, отвлекает, занимает.

Рисование побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребёнка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты.

При обучении детей раннего возраста рисованию активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т.д. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживает их внимание, создаёт необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

Занимаясь рисованием с маленькими детьми, нужно учитывать особенности раннего возраста. У малышей еще не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу (на кисточку надавливают слишком сильно, на карандаш слабо), ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край. Часто отсутствие умений расстраивает малышей, и они оставляют попытки нарисовать задуманное. Поэтому свои занятия следует начинать с обучения малышей простейшим навыкам и приёмам: держать правильно карандаш:

Этим пальчиком поймали,

Этим пальчиком обняли,

Этот сверху тут как тут;

рисовать правой рукой, придерживая лист левой рукой, рисовать простые линии и формы; не выходить во время рисования за край листа бумаги или за ограничительную линию. Рисуя палочки и дорожки, кружочки и овалы, ребёнок открывает для себя обобщённые формы и линии как основу множества образов, учится находить в них сходство с окружающими предметами и явлениями. Освоив минимальный арсенал умений, малыши получают возможность передавать на бумаге элементарный образ, начинают чувствовать себя более уверенно в этом занимательном виде деятельности. А рисование пальчиками и ладошками дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатления от манипуляций с цветом.

При обучении навыкам рисования не следует забывать, что рисование для детей - прежде всего игра. Не надо ограничивать детскую свободу. Нужно предоставлять малышам возможность поэкспериментировать. После того как необходимые навыки сформированы и техника рисования усвоена, проводятся обобщающие занятия, на которых детям предоставляется возможность продемонстрировать свое умение при создании оригинальных изображений.

Помимо обучения навыкам рисования, формирования интереса и положительного отношения к изобразительной деятельности, занятия по сюжетному рисованию развивают речь, фантазию и творчество, знакомят с окружающим миром, способствуют личностному и эстетическому развитию.

Развитие речи

Занятия по сюжетному рисованию являются одновременно и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, способствует речевому подражанию, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия рисованием стимулируют развитие коммуникативной функции речи.

Кроме этого, в увлекательной игре, находясь на пике эмоций, выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений. Поэтому занятия рисованием способствуют расширению активного и пассивного словаря детей.

Ознакомление с окружающим миром

Для занятий подбираются сюжеты, близкие опыту ребенка. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. Рисуя с детьми, педагог рассказывает о различных явлениях природы (дождь, снег, времена года и т. п.), о жизни людей (в городе и деревне, праздники, прогулки и т. п.) и о жизни животных. Соответственно теме занятия подбирается дидактический материал.

Развитие фантазии и творчества

Чтобы заинтересовать малыша, надо показать ему способы действий с изобразительным материалом. Основная задача взрослого научить ребенка действовать, помочь на начальном этапе, а затем направлять его активность. При этом необходимо давать определенную свободу выбора, ведь цветок может быть желтого или синего цвета, а елочка может быть большая или маленькая, грибы могут расти в самых разных местах картинки.

Педагог должен стремиться эмоционально зарядить детей, превратить занятие в увлекательное приключение. Готовые рисунки следует внимательно рассмотреть, постараться найти уникальные особенности, одобрить, а маленького автора похвалить за старание. Как сказал один мудрец: «Ребенок — это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Поскольку фундамент личности закладывается именно в раннем возрасте, спешите зажечь в детях огонек творчества.

Личностное развитие

Следует внимательно и осознанно отнестись к дальнейшей судьбе детских рисунков. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Не забывайте, что детям раннего возраста необходимо постоянное внимание взрослого, его похвала и одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому не бойтесь перехвалить малышей! Ведь такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя уверенными в себе людьми в будущем. Детские рисунки постарайтесь не убирать, а организовать «картинную галерею», которую смогут посетить родители и гости. Регулярно обновляйте «экспозицию».

Эстетическое развитие

На занятиях по рисованию предлагайте детям разнообразные материалы: цветные карандаши и фломастеры, мелки, акварельные и гуашевые краски, бумагу разной фактуры и цвета.

На обобщающих занятиях путем наглядного представления помогите малышам увидеть и сравнить различные варианты выполнения одной и той же картинки. Фон рисунка (цвет бумаги), используемая цветовая гамма, конфигурация изображений и их отдельных частей, их взаимное расположение на листе бумаги могут быть самыми разными. Пусть каждый ребенок выберет тот вариант, который ему нравится больше всего, и воплотит его в своем творчестве. Именно таким путем, вовлекая детей в практическую деятельность, пробуждая в них желание попробовать различные варианты воплощения задуманного сюжета, можно вызвать в них эстетическое чувство, научить видеть красоту.

2. Рисуем карандашами и фломастерами.

Цели и задачи

· Обучение умению правильно держать карандаш или фломастер; ориентироваться на листе бумаги, рисовать прямые линии, кружки и т. д.

· Развитие мелкой моторики.

· Развитие речи.

Материалы

Цветные карандаши, фломастеры, бумага, различные игрушки и предметы.

Методы обучения рисованию

Рисование в воздухе-- изображение линий и фигур в воздухе при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки. Использование этого приема помогает ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне. Можно также рисовать пальцем на любой гладкой поверхности (стекле, столе).

Совместное рисование- совместные действия взрослого и ребенка в процессе рисования. Взрослый вкладывает карандаш в руку ребенка, берет ее в свою и водит по бумаге, создавая изображение и параллельно комментируя рисунок. Использование этого метода позволяет научить ребенка правильно держать карандаш, надавливать на него во время рисования с определенной силой, проводить различные линии и фигуры.

Дорисовывание деталей- процесс завершения рисунка. В качестве основы для рисования предлагается заготовка, на которой нарисована только часть рисунка, недостающие детали которого ребенок должен дорисовать. Сюжет картинки обыгрывается и комментируется взрослым. Использование этого метода обучения позволяет закрепить усвоенные ребенком навыки (правильно держать карандаш, рисовать определенные линии и фигуры). При этом у взрослого есть возможность планировать уровень сложности рисунка и время выполнения задания в зависимости от возраста детей в группе и уровня их умений.

Самостоятельное рисование- создание ребёнком рисунка по заданному взрослым сюжету или по собственному желанию с использованием усвоенных навыков.

Подготовка к рисованию

Перед началом занятия следует подготовить рабочее место. На столе должно быть только самое необходимое. Для начала- лист бумаги (чистый или с заготовкой для рисунка) и один карандаш (фломастер) на каждого ребенка.

Чем рисовать?

Ребенку раннего возраста сначала лучше предлагать фломастеры: они оставляют яркий след, не требуют сильного нажима. Но при этом следует соблюдать осторожность, следите, чтобы дети рисовали только на бумаге. На ряду с фломастерами можно использовать цветные карандаши с толстым мягким грифелем - они также оставляют яркий след без сильного давления.

Сначала дайте каждому ребенку только один карандаш или фломастер. В дальнейшем, когда дети научатся пользоваться карандашом (фломастером) и соблюдать необходимые меры предосторожности (рисовать только на бумаге, не пачкаться и т. д.), можно предлагать им карандаши и фломастеры 2-3 и более цветов, давая возможность выбрать понравившийся цвет. На обобщающих занятиях предлагается полная гамма цветов и оттенков. А летом можно рисовать цветными мелками на асфальте, палочками на песке и земле.

На чем рисовать?

Карандашами и фломастерами можно рисовать на обычной белой бумаге формата А4. Даже если рисунок занимает не очень много места, следует предлагать лист бумаги достаточно большого размера. Это необходимо, чтобы ребенок приучался во время рисования не выходить за границы листа. При этом листы должны быть расположены, как правило, горизонтально, как в альбоме. При рисовании линий и кругов на бумаге советуем нарисовать сначала их в воздухе.

Сюжеты работ

Занимаясь с детьми раннего возраста, следует рисовать конкретные предметы и явления, хорошо знакомые им. Доя того, чтобы воспроизвести изображение знакомого предмета, дети должны воспринимать его целенаправленно. Взрослый может помочь детям как будто заново увидеть предмет или явление, выделить его значимые признаки: цвет, форму, расположение в пространстве и др. Для этого перед началом очередного занятия следует показать малышам предмет, который будет им предложен для рисования. Вместе исследуйте его, обратите внимание на детали. А во время прогулки обращайте внимание детей на то, как дождик из тучи капает, какая трава на газоне (у дороги) растет и т. д.

Организация занятий.

Занятия можно проводить индивидуально или в небольшой группе. Педагогу следует сидеть за одним столом с детьми, чтобы он мог помогать каждому ребёнку. В ситуации индивидуального занятия педагог не предлагает ребёнку заготовку для рисунка, а рисует основные элементы у него на глазах.

В начале длительность занятий составляет 10-15 мин, постепенно её можно увеличить. Чтобы закрепить навыки малышей, один сюжет можно использовать несколько раз. Можно давать задание на дом, чтобы малыши рисовали знакомые картинки вместе с родителями.

Занятие проходит в виде игры. Во всех рисунках присутствует сюжет. Взрослый комментирует процесс рисования, использует стихотворения, потешки, загадки.

3. Рисуем красками

Цели и задачи

· Обучение умению правильно и аккуратно использовать краски, обмакивая в них кончик кисточки или пальчика; правильно пользоваться кисточкой; держать кисточку; легкими движениями проводить линии, рисовать точки и т. д.; мыть кисточку и хранить ее щетиной вверх.

· Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.

· Развитие чувства цвета.

· Развитие эмоций и фантазий.

· Развитие мелкой моторики.

· Развитие речи.

· Ознакомление с окружающим миром.

· Формирование интереса к рисованию.

Материалы и инструменты

Акварельные и гуашевые краски, специальные краски для рисования пальцами, круглые и плоские кисти разного размера; различные виды бумаги, цветной матовый картон; палитра; деревянные геометрические фигурки (кубик, конус и др.). Дополнительное оборудование: клеенки на столы, фартуки и халаты (по количеству детей), тряпочки или салфетки, банки-непроливайки (с присоской на дне) для воды др. По возможности использовать мольберты.

Техника рисования

Рисование на мокрой бумаге - нанесение краски на лист, предварительно смоченный водой. При этом получается бессюжетный рисунок, на котором можно наблюдать размытые очертания, плавные переходы, смешение красок.

Рисование пальцами - нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев. Удобно рисовать кончиком указательного пальца ведущий руки. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии длиной 3-6 см. Используются специальные краски, гуашь или акварель. Краски разводятся до густоты сметаны и наливаются в плоские крышки. При смене красок пальчики моют в банке с водой и вытирают салфеткой.

Рисование ладонями - нанесение слоя краски на внутреннюю сторону ладони и ее прикладывание к листу для получения отпечатка. Краску можно наносить кисточкой, либо коснувшись ладошкой краски в блюдце. При нанесении краски кисточкой используйте разные цвета. Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать или растопырить пальцы.

Рисование кисточкой - нанесение красок на бумагу при помощи кисти. При этом сначала следует намочить кисть, затем взять на нее краску и легко, без нажима, нанести на бумагу. В этой технике используются кисти - круглые и плоские, краски - акварель и гуашь(акварель в тюбиках предварительно разводят), бумага - акварельная и другая плотная. Рисовать при помощи кисти можно тремя способами:

· примакивание - нанесение на основу цветных пятен путем прикладывания к бумаге кисточкой с краской. После соприкосновения с бумагой кисточку следует сразу, без проведения мазков, оторвать от нее;

· нанесение мазков - рисование кисточкой путем проведения линий различной длины в разных направлениях (сверху вниз, слева направо и др.);

· рисование кисточкой поверх карандашного эскиза - нанесение красок поверх несложного карандашного эскиза, состоящего из простых линий и форм (прямые вертикальные и горизонтальные линии, круги, полукруги, овалы).

Рисование с помощью штампа - нанесение краски на поверхность специальной формы (штампа), прикладывание штампа красочным слоем к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска. На штамп можно наносить одну или несколько красок. При помощи этого способа можно получать одинаковые оттиски в любом количестве, создавать из оттисков одинаковой и разной формы различные изображения. В качестве штампов можно использовать деревянные геометрические фигурки из игрушечного строительного набора или вырезать шаблоны нужной формы из овощей (моркови, картофеля).

Подготовка к рисованию.

Перед началом занятия следует подготовить рабочее место. На столы необходимо постелить клеенку, а детям надеть специальные клеенчатые фартуки или халаты с рукавами на резинке. На столе должно быть только самое необходимое. Вначале (при рисовании пальцами или ладонями) - лист бумаги и одна краска для каждого ребенка или бумага, краска, кисточка и баночка с водой при рисовании кисточкой. Когда дети научатся рисовать красками аккуратно (вытирать руки салфеткой, не проливать воду, не пачкать краской стол, одежду), можно предлагать несколько красок.

Чем рисовать?

Используйте специальные краски для рисования руками, гуашь, акварель полусухую или в тюбиках (в этом случае краска перед работой разводится водой); нетоксичные, хорошего качества.

Вначале лучше рисовать пальчиками и ладошками, используя специальные краски. Если таких красок нет в наличии, можно использовать гуашь или акварель. Такое рисование поможет познакомить малышей с таким материалом для изобразительного творчества, как краски, изучить их свойства и изобразительные возможности. Но при этом следует соблюдать осторожность, следить, чтобы дети рисовали только на бумаге. Если кто-то из малышей не захочет на первом занятии окунуть пальчик в краску, не надо его заставлять. Дайте детям возможность понаблюдать за вашими действиями и рисованием других малышей. Объясните, что рисование пальцами и ладошками - это очень интересно, а испачканные руки потом можно вымыть.

При рисовании кисточкой используются круглые и плоские кисти разных размеров, но в работе с малышами предпочтительнее использовать большие кист и, которые оставляют на бумаге крупный яркий след.

При рисовании с помощью штампа используются деревянные геометрические фигурки (кубики, цилиндры или конусы и др.), овощи, из которых вырезаются формы для печатания, различные деревянные фигурки - игрушки с плоскими поверхностями.

На чем рисовать?

Красками следует рисовать на акварельной или любой другой бумаге формата А4 и/или А3. Даже если рисунок будет небольшим, следует предлагать лист достаточно большого размера. Это необходимо, чтобы ребенок учился во время рисования не выходить за границы листа бумаги. При этом листы, как правило, должны быть расположены горизонтально, как в альбоме. Коллективные работы выполняются на бумаге большего размера (ватман).

Сюжеты работ

На занятиях по рисованию красками часто повторяются сюжеты, с которыми дети уже знакомы по работе с карандашами и фломастерами, лепке, аппликации. Например, та же самая трава или елочка может изображаться посредством линий, нарисованных карандашом, краской при помощи пальчика или кисточки.

Правила использование красок и кисточек

В первую очередь необходимо научить детей правилам обращения с красками и кисточками. Покажите, как следует аккуратно брать краску на пальчик или кисточку, не пачкаться; объясните, что краски следует хранить аккуратно, баночки с красками закрывать после окончания работы. Покажите малышам, как пользоваться кисточкой- как ее держать, смачивать в воде и снимать излишек воды о край баночки, как брать краску на кончик кисточки, рисовать легкими движениями, не нажимать на кисточку, не тереть кисточкой о бумагу, мыть кисточку перед тем, как взять другую краску. Объясните, что кисточку нельзя надолго оставлять в воде, иначе она искривиться, что после рисования ее надо вымыть и поставить в стаканчик щетиной вверх. После завершения работы нужно подождать, чтобы краска на рисунке высохла.

Помощь при рисовании

На начальных этапах обучения рисованию возможно совместное творчество ребенка со взрослым, который берет руку ребенка в свою руку и помогает ему обмакивать пальчик в краску, проводить кисточкой линии, делать отпечатки с помощью штампа и т. д. Когда навыки закрепятся, проводится рисование по заказу (последовательный показ каждого этапа) и рисование по готовому образцу. Кроме того, взрослый помогает детям располагать изображение на листе бумаги посредством создания карандашного наброска или показа пальцем места на листе, где следует расположить изображение.

Хранение работ

С первых шагов творческой деятельности малышей надо проявлять внимание и уважение к их работам. На каждом рисунке следует написать дату его создания и имя автора. Хранение работ каждого ребенка в отдельной папке позволяет исследовать динамику процесса развития навыков рисования каждого малыша. Можно подшивать рисунки- получится альбом, а если написать к ним текст (1-3 коротких предложения), то получится книжка.

Необходимо периодически организовывать выставки детских работ, желательно после каждого занятия. Будьте внимательны к малышам, не забывайте их хвалить за успехи и достижения. Для этого рассматривайте их рисунки, эмоционально комментируйте их, показывайте другим детям и взрослым, давайте положительную оценку.

Список используемой литературы

1. Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста.

2. Полозова Е.В. Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста.

3. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста.

You have no rights to post comments

Рисование в раннем возрасте

Ранний возраст - период, когда зарождаются не только игровые, но и продуктивные виды деятельности ребенка - рисование, лепка, аппликация, конструирование. Их возникновение также тесно связано с предметной деятельностью.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.

Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.

Изобразительной деятельности ребенка предшествует довольно значительный подготовительный период, в течение которого он знакомится с основными свойствами нужных материалов, приобретает необходимые навыки и умения в использовании карандаша и бумаги.

Наступает момент, когда ребенок иногда случайно или при помощи взрослых проводит карандашом линию на бумаге. Первые штрихи бывают большей частью прерывающимися, конец карандаша то касается бумаги, то проносится по воздуху.

Начав владеть карандашом, дети с удовольствием чертят иногда целыми часами.

Для того чтобы подражать изобразительным движениям взрослого, ребенку необходимо научиться управлять своими движениями. Дети, не имеющие в своем распоряжении принадлежностей для рисования, очень долгое время не проявляют интереса к изобразительной деятельности.

Первые штрихи ребенка еще ничего не выражают, хотя и имеют важное значение для развития изобразительной деятельности. В возрасте от 1 года 8 месяцев до 3 лет под влиянием рассматривания картинок, наблюдения процесса рисования взрослыми и некоторого личного опыта ребенок усваивает, что лист бумаги, исчерченный карандашом, представляет собой «рисунок» или «картину». Чтение собственного рисунка происходит совершенно случайно - несколько линий вызывают по ассоциации образ того или иного предмета. Ребенок делает важное открытие: его рисунок что-то изображает. Причем одно и то же сочетание линий может быть истолковано ребенком по-разному. Например, когда мальчик одно и то же сочетание линий первый раз определил как «дядя», на следующий день - как «винтик», а через два дня - как «муха».

Интересно и отношение самого ребенка к своему рисунку. Оно характеризуется тем, что во время рисования, лепки, аппликации ребенок действует как в реальной ситуации. Наклеив, например, силуэт зайчика, мишки или птички, он гладит их рукой, разговаривает, начинает с ними играть.

Развитие рисования в раннем возрасте тесно связано с психическими достижениями ребенка. При одной и той же внешней форме каракулей меняется их значение для ребенка.

Важная роль в зарождении изобразительной деятельности ребенка принадлежит взрослому, который не только создает благоприятные условия для своевременного появления ее предпосылок, но и активно воздействует на процесс обогащения сенсорики дошкольника, формирования первых графических образов.

В исследованиях В.С. Мухиной отмечается, что упражнения в области зрительного восприятия способствуют развитию наблюдательности, зрительной памяти, способности к более точному определению пространственных соотношений, тонкому различению формы и цвета, к сравнению. Особенности восприятия, как основного показателя сенсорного развития ребенка, зависят от различий в состоянии воспринимающего аппарата: зрения, тактильных ощущений и т.д., что способствует развитию мышления, внимания, образного воображения. Сравнение, отвлечение, обобщение, анализ и синтез - все эти разнообразные мыслительные операции имеют место в процессе рисования.

В отличие от детей раннего возраста, у младших дошкольников в рисунках, аппликациях можно увидеть объективное сходство с предметами и явлениями. Узнаваемость помогает закрепить в сознании ребенка связи между действиями руки и получаемым образом. Сначала связь между движениями и образом однозначна. Ребенок усваивает её, подражая взрослому. У детей младшего дошкольного возраста, по мнению Л.С. Выготского, происходит формирование художественно-образной основы деятельности, когда они линиями, мазками, штрихами, цветовым пятном, контуром передают предметы, явления. Взрослый направляет внимание детей на расположение и характер цветовых пятен, которые в одном случае могут быть «осенними листьями» или «яркими огоньками», в другом - узором для платья. В зависимости от фона бумаги, его сочетанием с цветом линий, мазков у ребят возникают различные ассоциации с образами предметов, явлений.

В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек - форма и способ его мышления, личностные качества. Творчество в широком смысле, по мнению В.С. Мухиной, это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Новизна открытий и продукта субъективны и это первая важная особенность детского творчества.

Рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности.

В процессе рисования, аппликации развиваются все виды памяти. Образная память , по мнению В.С. Кузина, имеет особое значение в процессе изобразительной деятельности, обусловливая необходимый запас зрительных представлений у рисующего. Наряду с этим двигательная память является в рисовании необходимой предпосылкой для выработки прочного навыка автоматически подчинять движения руки, проводящей линии, глазу, определяющему направление, величинно-пространственные соотношения линий.

Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества - желание получить результат, создать определенное изображение.

Классификация методов обучения.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога
(объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:

Наглядные;

Словесные;

Практические.

Это традиционная классификация.

В последнее время разработана новая классификация методов . Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:

Информативно - рецептивный;

Репродуктивный;

Исследовательский;

Эвристический;

Метод проблемного изложения материала.

В информационно - рецептивный метод включаются следующие приемы:

> рассматривание;

> наблюдение;

> экскурсия;

> образец воспитателя;

> показ воспитателя.

Словесный метод включает в себя:

> беседу;

> рассказ, искусствоведческий рассказ;

> использование образцов педагога;

> художественное слово.

Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

> прием повтора;

> работа на черновиках;

> выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком- либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.

Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании, лепке, аппликации и конструировании.

Так в рисовании основной прием для первой младшей группы - показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием - пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью.
Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного характера с проговариванием слов: «туда - сюда», «сверху - вниз» и т.д.
Такой прием дает возможность связать образ предмета с изобразительным движением.

Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях - важнейший методический прием. Еще один прием работы в первой младшей группе - сотворчество педагога с детьми.

Во второй младшей группе на занятиях по рисованию активно используется информационно - рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем. Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе.



Просмотров