Развитие и формирование способностей у детей дошкольного возраста. Одарённые дошкольники и особенности их обучения

Большое влияние на процесс формирования талантов/способностей детей оказывает окружающий социум. Другими словами, родители должны не только обеспечить ребенку возможность посещать развивающие занятия в организациях дополнительного образования и детских центрах, но и принимать самое активное участие в развитии способностей своего ребенка. Что же для этого требуется?

Период от рождения до 6-7 лет является самым благоприятным временем для развития способностей у ребенка . Поэтому специалисты настоятельно рекомендуют уделять особенно пристальное внимание развитию малыша именно в дошкольном возрасте. При этом родителям важно понимать, что каждый ребенок с рождения имеет определенные задатки, которые со временем могут перерасти в ярко выраженные способности.

Также нужно принимать во внимание тот факт, что большое влияние на процесс формирования талантов/способностей детей оказывает окружающий социум. Другими словами, родители должны не только обеспечить ребенку возможность посещать развивающие занятия в организациях дополнительного образования и детских центрах, но и принимать самое активное участие в развитии способностей своего ребенка. Что же для этого требуется?

Немного теории, без нее никуда!

Систематизируя понятие способностей, можно разделить их на две основные группы: специфические и природные.


Специфические

Специфические (социальные) способности формируются под воздействием исторического и общественного влияния и обеспечивают жизнь и развитие ребенка в социальной среде. В основе этих способностей лежат практические, теоретические, творческие и учебные знания, логика и пользование речью.

Специфические способности бывают:

  • Специальными. Определяют успехи ребенка в определенных видах деятельности. Для дошкольного периода характерны такие специфические способности, как: художественные - декоративно-прикладные и изобразительные (склонность к лепке, рисованию, поделкам, черчению); театрально-речевые (склонность к подражанию и выступлению, способность договариваться и увлекать других детей); музыкальные (склонность к сочинению музыки, запоминанию и воспроизведению мелодий); логико-математические (склонность к запоминанию математических символов и выполнению математических вычислений); технические (проявление интереса к механизмам).
  • Общими. Определяют успехи ребенка в общении и самых разных видах деятельности.

Общие способности в свою очередь делятся на практические (конструктивно-технические и организаторские) и познавательные (творческие, интеллектуальные и сенсорные).

  • Конструктивно-технические - представление предмета в целом и по частям. Развитие этой способности помогает справиться с такими школьными предметами, как: геометрия, физика, черчение и т.д. Развивающими средствами таких способностей выступают конструкторы, модульные и технические игрушки.
  • Организаторские - ведущая роль отводится общению (взаимодействие со сверстниками и взрослыми людьми).
  • Творческие - используя фантазию и воображение, ребенок реализует себя в игре, общении и творчестве.
  • Интеллектуальные - наглядное моделирование объекта, когда определенный предмет условно заменяется на знакомую фигуру (к примеру, карта).
  • Сенсорные - сюда относится информация о свойствах предмета, фонемы речи, цвета, разнообразие форм и другое.

Отметим, что разделение специфических способностей на общие и специальные весьма условно, поскольку они взаимосвязаны между собой: общие способности проявляются в специальных, а развитие специальных способностей способствует развитию общих.


Природные

Природные способности формируются на основе задатков, заложенных на генетическом уровне, развитие которых во многом зависит от наличия простого жизненного опыта (память, восприятие, коммуникация).

В целом, природные способности можно охарактеризовать такими критериями:

  • скорость обучения знаниям и навыкам;
  • предрасположенность к определенному виду деятельности;
  • устойчивость к стрессам;
  • наличие предельных границ способности;
  • общественное признание уникальных возможностей;
  • нестандартные результаты.

Способности дошкольников и условия их формирования

Совершая действия, ребенок формирует те или иные способности. Таким образом, грамотная организация деятельности малыша позволит максимально эффективно проявить и укрепить его способности еще в дошкольном периоде.

Основные правила организации деятельности ребенка :

  • организация необходимых предметов окружающей среды для всеобщего развития.
  • активное воспитание увеличивает вероятность развития способностей.
  • адекватное поведение взрослых по отношению к ребенку, совершающему попытки реализовать себя (даже если эти попытки выходят за рамки общепринятых норм).
  • ознакомление малыша со всеми видами деятельности (соответствующими его возрастной категории) для установления его личностных интересов.
Это интересно: было выявлено, что художественная одаренность сначала проявляется в музыке, немного позже - в рисовании, а уже потом в науке.

Подробнее о некоторых способностях дошкольного возраста


Существует такое понятие как "сензитивный период" - это то время, когда организм ребенка максимально настраивается на освоение какого либо вида деятельности.

Важно понимать, что сензитивные периоды через определенное время проходят безвозвратно, независимо от того, смог ли малыш развить те или иные способности. Поэтому очень важно, чтобы родители создавали соответствующую сензитивному периоду окружающую среду (то есть, давали ребенку именно то, в чем он нуждается здесь и сейчас)

Создание окружающей среды для развития специальных способностей

Основная роль в этом процессе отведена игре. Здесь объединились целый комплекс действий: творчество, двигательные навыки, организация, деятельность.

Совершая действия, ребенок должен постоянно находиться в пограничной зоне между тем, что он уже умеет и тем, чему еще предстоит научиться. Именно такой процесс заставляет малыша думать и, соответственно, развивать свои способности. Трудности закаливают, иначе процесс развития замрет или начнет регрессировать.

Создание окружающей среды для развития физических способностей

В дошкольном возрасте ребенку интересны будут подвижные игры, музыкальные разминки и танцы. При этом желательно использовать элементарные движения, которые ребенок легко запомнит и сможет правильно воспроизвести. Музыка задаст ритм и поможет развить слуховое восприятие. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием запоминают движения и охотно их демонстрируют под музыку.

Создание окружающей среды для развития творческих способностей

Всестороннее развитие ребенка обязательно включает и творческое направление. Причем деятельность должна быть разнообразна: лепка, рисование, вязание, конструирования, вырезание и многое другое. С подачи родителей малыш может "опробовать" самые разные виды творческой деятельности и выбрать именно тот, который ему ближе всего. Не стоит выполнять все за ребенка. Достаточно подтолкнуть его в нужном направлении и малыш обязательно удивит родителей своим креативом.

Создание окружающей среды для развития познавательных способностей

Формирование личности дошкольника не обходится без здорового любопытства со стороны ребенка и его постоянных "почему", "как" и "когда". Любознательность способствует приобретению знаний, умственной деятельности и применению навыков на практике.

Помните! Каждый ребенок одарен по-своему. Чем больше родители будут проявлять интерес к процессу формирования навыков и способностей малыша, тем выше шанс ребенка стать счастливым человеком и добиться успеха в современном социуме.

Главная задача дошкольного учреждения, педагогов, психолога и родителей - создать благоприятные условия для проявления и развития способностей детей, для их всестороннего гармоничного развития, позаботиться о возм ность дальнейшего выбора - осмысленной и виваженог.

Необходимо также помочь родителям осознать свою повышенную ответственность за формирование неординарной личности, объяснить им особенности проявлений способностей их ребенка, возможные проблемы и осложнения днення в ее развитии, подсказать, на что стоит обратить внимание, как изменить стиль общения с не.

В воспитании одаренных детей родители часто допускают типичных ошибок:

Обременяют их занятиями музыкой, танцами, рисованием и т.д. за счет игр и прогулок;

Воспринимают способности сына или дочери как средство реализации собственных предпочтений и нереализованных стремлений и требуют от ребенка большего, чем она способна воспринять, сделать;

Выдвигают не всегда достоверны гипотезы: скажем, считают, что социально-коммуникативные возможности умственно одаренного ребенка такие же высокие, как и интеллектуальные;

Отводят ребенку привилегированное положение в семье, что негативно сказывается и на ней самой, и на ее братьях и сестрах;

Привлекают малыша к решению семейных проблем, для которых дети еще не созрели, чем наносят вред их эмоциональному развитию;

Покупают много интеллектуальных игр, игнорируя спортивные орудия, необходимость физкультурных занятий;

Не всегда находят правильный подход к ребенку, ставят к ней требования, как к взрослой, не умеют достичь взаимопонимания, установить истинные, товарищеские отношения

Психолог дошкольного учреждения должен организовать педагогическое просвещение родителей на семинарах, \"круглых столах\", тренингах с целью выработки правильного стиля общения, стратегии и тактики воспитания де плетеньння дитини.

Весомым является помощь практического психолога педагогам в правильном развитию способностей своих воспитанников Он доказывает, что не следует делить детей на \"математиков\" и \"художников\", \"умных\" и \"глупых\", оски олько эти характеристики очень неустойчивые, временные, - все зависит от развивающей работы, проводимой с ребенкомвальної роботи, яка проводиться з дитиною.

Среди основных направлений деятельности психолога с целью создания условий для стимулирования способностей у детей выделяют:

Разработка вместе с воспитателями индивидуальных программ развития детей, проявляющих способности;

Консультирование воспитателей по организации работы с одаренными детьми, отбора задач, упражнений и игр;

Содействие организации работы кружков по интересам (музыкальные, художественные, танцевальные, по развитию логического мышления, компьютерные, по изучению иностранных языков и т.д.) ;

Обеспечение оборудованием в групповых комнатах уголков деятельности по предпочтениям (центров) ;

Упроваджування элементов теории решения изобретательских задач для активизации мыслительной деятельности и творческих возможностей дошкольников;

Привлечение умственно одаренных детей к специальных занятий для развития у них коммуникабельности и снятия тревожности, страхов, предотвращения неврозам;

Создание условий для проведения профилактических и оздоровительных мероприятий;

Обеспечение гибкого режима дня для профилактики психологического дискомфорта, осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, учета интересов семьи;

Систематическое проведение наблюдения в группах, анализ результатов деятельности детей с целью выявления их интересов и склонностей

Для эффективной реализации способностей детей взрослые должны создать благоприятные условия в семье и дошкольном учреждении, заверить ребенка в ее способностях и даровании Скепсис или чрезмерное увлечение де тячимы способностями тормозят \"ее от трудолюбия, самостоятельности, стремление к саморазвитию, познавательной активности и других психологических качеств зависят потенциальные возможности ребенка в будущейутньому.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Подробней на сайте uchebnikionline.com

Условия развития способностей в дошкольном возрасте

Все дошкольники рисуют, поют, танцуют. Но почему же постепенно к концу младшего школьного возраста дети перестают этим заниматься? Одна из причин состоит в следующем.

В общении с одаренными, способными детьми важна правильная позиция взрослого. С одной стороны, взрослым зачастую не нравится обостренное любопытство детей, их стремление обсуждать «взрослые темы», критическое отношение к родителям и воспитателям, когда они не могут ответить на вопросы ребенка.

А с другой стороны, одаренные дети требуют повышенного внимания взрослых, ведь они смотрят на них как на источник разнообразных знаний, эрудитов, которые знают ответы на все вопросы. И, наконец, с третьей стороны, именно взрослые формируют у ребенка оценку, отношение к своим способностям, к достигаемым в деятельности результатам.

Поэтому в общении с одаренным ребенком взрослому следует проявлять терпение к странным на его взгляд идеям малыша, проявлять сочувствие к неудачам, стараться отвечать на все его вопросы, предоставлять максимальную самостоятельность и возможность заниматься интересующим делом. И в то же время следует помнить, что одаренный ребенок все-таки характеризуется теми же возрастными показателями, что и обычный. Поэтому ему необходимо предоставить время для игры, дошкольных видов деятельности, помочь избежать преждевременного одностороннего взросления.

Трудности у таких детей проявляются не только в отношениях со взрослыми, но и в отношениях со сверстниками. Общение с ровесниками оказывается для них не всегда интересным, поскольку их умственное развитие значительно опережает развитие последних.

Старшие же дети считают их маленькими. Взрослый должен найти для одаренного ребенка сверстника примерно такого же уровня психологического развития.

Трудности наблюдаются у одаренных детей и по отношению к самим себе. Повышенная критичность приводит к повышенной тревожности и ранимости, к тому, что дети нередко не удовлетворяются результатами своей деятельности, остро переживают, если не удается решить проблему, найти однозначный ответ на возникший вопрос.

И тогда ребенку надо помочь поверить в себя, в свои силы, поддержать на трудном пути познания. И в то же время важно научить дошкольника правильно и объективно оценить себя, полученный результат.

Литература

Белова Е., Ищенко И. Одаренный ребенок. Что могут сделать для него родители//Дошкольное воспитание. - 1992. -№7-8. -С. 26-31.

Генезис сенсорных способностей/Под ред. Л. А. Венгера. - М., 1976.

Гильбух Ю. З., Гарнец О. Н., Коробко С. Л. Феномен умственной одаренности//Воспросы психологии.-1990.-№4.-С. 147- 155.

Карпинская Н. С. Развитие художественных способностей дошкольников в процессе игры-драматизации//Известия АПН РСФСР. - 1959. - Вып. 100. - С. 98-139.

Комарова Т. С. О развитии способностей к изобразительной деятельности//Дошкольное воспитание. -1990. - № 6. - С. 44-50.

Лейтес Н. С. Способность и одаренность в детские годы. -М., 1984.

Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания//Под ред. Л. А. Венгера. - М., 1986.

Тарасова К. Онтогенез музыкальных способностей. - М., 1988.

Добро пожаловать!

На нашем портале Дошкольник.ком Вы всегда сможете найти много интересной и очень познавательной информации, на такие темы как: советы родителям и педагогам по развитию и правильному воспитанию дошкольников, литературу которая будет полезна родителям и педагогам, актуальную информацию о здоровье, питании, по закаливанию и развитию высокого интеллекта у детей дошкольного возраста. Также для наших любимых дошкольников мы опубликовали различные стихи на разные тематики, веселые загадки и песни, детские сказки, и множество юмористических игр, развивающих игр, логических игр, музыкальных игр для детей.

А наши веселые сценарии для проведения праздников для дошколят, помогут Вам устроить настоящий и незабываемый праздник. Приятного Вам просмотра страниц нашего сайта и всего доброго!

Свежие новости

Подробней на сайте doshkolnuk.com

Развитие способностей в дошкольном возрасте - Педагогика - База рефератов - База рефератов - Первый учительский портал

Главная » Файлы » База рефератов » ПедагогикаРазвитие способностей в дошкольном возрасте Гость , для того чтобы скачать БЕСПЛАТНО ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ РЕФЕРАТА, Вам нужно кликнуть по любой ссылке после слова оплачиваемая реклама. 09 Май 2013, 13:40

Развитие способностей в дошкольном возрасте

1. Задатки и способности. Их развитие в дошкольном возрасте

У человека есть два класса задатков: врождённые и приобретённые. Первые иногда называют «природными», а вторые – «социальными» или «культурными».

Многие природные задатки являются общими у человека и у животных: элементарные способности к восприятию, запоминанию, наглядно-действенному мышлению. Они возникают в зависимости от созревания организма и проявляются в соответствующих внешних условиях. В их основе, как правило, лежат генотипически обусловленные анатомо-физиологические свойства организма.

Следует отличать природные задатки от природных способностей. А. Н. Леонтьев писал: что природные способности – «это не задатки, а то, что формируется на их основе». Можно добавить к этому важному замечанию следующее: без специального обучения и воспитания, то есть в обычных условиях существования живого организма, способности этого рода у него появляются и в достаточной мере развиваются.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внёс наш отечественный учёный Б. М. Теплов. Он-то и предложил три определения способностей. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого… Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей… В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и тому подобное, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Б. М. Теплов считал, что способности человека не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и тому подобное, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

В отличие от самих способностей задатки вполне могут существовать и не теряться долгое время. Причём относительно не зависимо от того обращается или не обращается к ним человек, использует или не использует их на практике.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание у человека, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца.

В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность.

Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга. Попробуем проследить эти этапы на примере развития таких способностей, в основе которых лежат явно выраженные анатомо-физиологические задатки, хотя бы в элементарной форме представленные с рождения.

Первичный этап в развитии любой такой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет.

Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создаёт благоприятные условия для формирования и развития у ребёнка общих способностей, определённый уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей.

Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность.

В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные конструкторские, организаторские, художественно-изобретательные, иные творческие способности. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.

Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, то есть одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя.

Например, хотя тонкие и точные ручные движения сами по себе являются способностью особого рода, но они же влияют на развитие других, где требуются соответствующие движения. Умение пользоваться речью, совершенное владение ею также может рассматриваться как относительно самостоятельная способность. Но то же самое умение как органическая часть входит в интеллектуальные, межличностные, многие творческие способности, обогащая их.

Развитие умственных способностей является основным содержанием умственного развития. Цeлью обучения на занятии в детском саду является усвоение ребенком определенного заданного программой круга знаний и умений, развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путем: в процессе усвоения знаний. Именно в этом и заключается смысл развивающего обучения.

Отечественные психологи и педагоги Запорожец A.B., Пoддъякoв H.H. разработали принципы, содержание и методы умственного развития детей дошкольного возраста, позволяющие существенно повысить развивающий эффект обучения, его влияние на развитие способностей ребенка.

Доказана необходимость прямого управления развитием способности ребенка. Результаты исследований показали, что основой развития умственных способностей является овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования.

K старшему дошкольному возрасту, дети приобретают способность связывать между собой, систематизировать имеющиеся у них многоплановые знания, что свидетельствует об овладении ими общественно выработанными средствами познания. Такими средствами являются в области восприятия - сенсорные эталоны, в области мышления - наглядные модели и значения, выраженные в знаковой форме.

Овладение этими средствами познания происходили в деятельности ребенка, направляемой на решение познавательных задач.

2. Специфика познавательных способностей в дошкольном возрасте

В настоящее время проблема познавательного интереса является одной из актуальных. Развитие познавательного интереса детей постоянно привлекает внимание исследователей и практических работников.

Воспитание познавательных способностей детей дошкольного возраста направленно на усвоение знаний, умений и навыков в разных видах деятельности, на совершенствование мыслительных процессов, на овладение правильными способами практической и умственной деятельности.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В современной педагогике детская игра определяется как исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.

Через игру происходит развитие познавательного интереса. Интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется, по крайней мере, тремя образовательными моментами:

положительной эмоцией по отношению к деятельности;

наличием познавательной стороны этой эмоции, т. е. тем, что называется радостью познавания и познания;

наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т. е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает заниматься, независимо от других мотивов.

Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.

Игра является главным источником развития познавательного Инте-реса. При организации игровой деятельности необходимо придерживаться следующих принципов:

уважение к свободе и достоинству каждого ребенка;

создание условий для развития его индивидуальности;

обеспечение атмосферы психологического комфорта в группе;

учет возрастных, психологических особенностей детей при отборе содержания, методов воспитания и обучения.

Игра - активная деятельность детей, в которой наиболее ярко проявляется их общительность, стремление вместе с другими товарищами осуществлять свои замыслы, сообща жить и работать. Содержание игры и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развития игровых и действенных взаимоотношений, необходимость сделать для своей игры игрушку, соорудить постройку, согласуя действия с другими играющими и оказывая друг другу помощь в овладении трудовыми навыками, - все это способствует формированию у детей нравственных чувств, дружеских взаимоотношений, организует их поведение, развивает интеллектуальные и познавательные способности.

Особое значение игровая деятельность имеет для развития познавательных способностей старших дошкольников:

Расширение знаний и представлений об окружающей жизни.

Знакомство с разнообразным предметным окружением и свойствами предметов.

Создание особых взаимоотношений между детьми в игровой деятельности.

В игре ребенок получает опыт произвольного поведения - учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками, уже без контроля со стороны взрослых.

Эти качества очень необходимы ребенку в дальнейшей жизни, и в первую очередь в школе, где он должен включаться в большой коллектив сверстников, сосредоточиваться на объяснениях учителя в классе, контролировать свои действия при выполнении домашних заданий.

Исследования показывают, что ребенку, который «не доиграл» в детстве, будет труднее учиться и налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый игровой опыт, особенно опыт совместной игры со сверстниками.

Игра - вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребенку, но и является мощным средством его развития, средством развития полноценной личности.

3. Детская одарённость и её проявление

Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью .

Как и отдельные способности, одаренность может быть специальной (к конкретной деятельности) или общей (к различным видам деятельности) .

Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.

Рассмотрим с этой точки зрения коренную психологическую особенность выдающихся детей: их чрезвычайную умственную активность, непроизвольное, непрестанное влечение к умственной нагрузке. Так вот, это пристрастие к умственным занятиям, к умственному напряжению может быть следствием такого хода возрастного развития, когда оказывается возможным одновременное действие, как бы суммирование активности разных детских возрастов.

В самом деле, например, некоторые черты подросткового возраста - деятельная энергия, настрой на самостоятельное достижение цели - обретают особую силу, если становятся присущи, вследствие ускоренного хода развития, детям более младшего возраста, с их повышенной восприимчивостью и наивной серьезностью. В ту пору детства, когда впечатлительность, готовность усваивать, подражание старшим составляют саму жизнь, когда еще не наступило полово

Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд.

§ 2. Условия развития способностей в дошкольном возрасте

Каждый период детства создает особые благоприятные условия для проявления и развития способностей. Наиболее своеобразен в этом отношении дошкольный возраст, когда бурно развиваются все виды способностей.

И все-таки существует определенная возрастная динамика в их проявлении. Наиболее рано обнаруживается художественная одаренность - сначала к музыке, затем к рисованию, позже к науке, причем раньше других проявляется одаренность к математике.

Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности.

К. Д. Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью». Дошкольника важно включить в разнообразные виды деятельности и, избегая ранней специализации, позволить проявиться всем его задаткам и склонностям.

Пусть малыш попробует себя во всех сферах деятельности. С этой целью создается предметная среда, малышу предоставляются всевозможные предметы: конструкторы, материалы, карандаши, краски, бумага, ножницы, клей и пр.

Все дошкольники рисуют, поют, танцуют. Но почему же постепенно к концу младшего школьного возраста дети перестают этим заниматься? Одна из причин состоит в следующем.

Всякая деятельность требует определенных технических умений и навыков, только тогда можно достичь оригинального результата, если освоил их. Дети, не владея соответствующими навыками и умениями, видят низкое качество своей продукции и теряют интерес к деятельности.

Известный психолог Н. С. Лейтес указал на два важнейших свойства одаренного ребенка. Это - активность и саморегуляция.

Малыш отличается неуемной работоспособностью, которую взрослый должен не только поддержать, но и направить в соответствующее русло, развивая познавательные интересы и склонности. Любая деятельность требует умения ставить ее цели, регулировать и контролировать свое поведение, а также способность к волевому усилию.

Ребенок должен научиться доводить начатое дело до конца, достигать результата, несмотря на трудности. Важнейшее личностное качество, которое следует сформировать у малыша, - трудолюбие.

Материал pedlib.ru

Развитие технических способностей ребенка.

(Объединения технической направленности)

В настоящее время в России возникла нехватка кадров техническкой направленности. Без хорошо обученных, заинтересованных и творческих работниковне будет современных микроэлектроники, наноиндустрии и технологии, а значит не будет таких отраслей какавиастроение, судостроение, ракетостроение и т.д. Такие изменения в обществе и науке ведут к изменениям в образовании. Особое внимание на данном этапе уделяется развитию технических способностей, и развитие творческого интереса следует начинать не с выбора подростком ВУЗа, а с самых начальных азов обучения. В этом случае интеграция образовательных и технических областей позволит им гармонично объединится в единый, неразрывный образовательный процесс, гарантируя высокие результаты в развитии и воспитании.

Технические способности у ребенка проявляются не сразу, гораздо позднен, чем, например,способности в области искусства. Это обуславливается тем, что для конструирования, изобретательства и моделирования требуется достаточно уже высокое развитие психики и мышления. Самый подходящий возраст для развития у детей технических способностей – это 7-11 лет.

Что такое технические способности и можно ли говорить о них как о такой совокупности психических свойств, которые позволяют человеку успешно действовать в сфере техники и находить пути к ее усовершенствованию? Ведь область техники чрезвычайно разнообразна. Оченьрезко отличаются друг от друга, например, деятельность человека в сфере машиностроения и в области химии, а тем более робототехники.

Однако во всех этих видах технической деятельности есть общее.

У всех людей, успешно работающих в различных областях техники, имеется комплекс психических качеств, называемых общими техническими способностями. Комплекс таких качеств является существенным для работы в любой отрасли техники без исключения.

Многочисленные наблюдения за работой изобретателей, а также творчески работающих конструкторов различных отраслей техники позволили установить некоторые стороны психической деятельности человека, которые вообще важны для успешной работы в сфере техники.

Прежде всего, это хорошая техническая наблюдательность; затем это развитое техническое мышление, которое проявляется в рациональном подходе к практической задаче, в учете свойств и возможностей материалов, в хорошем планировании умственных операций, в умении внести известный элемент новизны в решение технической задачи. Деятельность мышления для успешной работы в сфере техники предполагает обязательно достаточно развитое пространственное воображение, способность к комбинированию. Но не следует забывать о таких качествах как: хорошо выраженный интерес к технике, большая любознательность; общая активность мысли, настойчивость в поисках; умение не опускать руки при неудаче, упорство в борьбе за поставленную цель.

Откуда же берутся эти качества и свойства личности, можно ли их воспитать, или они даются каждому от рождения, и что важно не пропустить, не заглушить в своем ребенке?


Все начинается с интереса к умениям делать что-то своими руками :

Складывать в определенной последовательности предметы и части предметов в единую конструкцию;

Склеивать или соединять (подгонять) отдельные детали;

Сколачивать, выравнивать, распиливать и отделять какие-то части, чтобы придать всему действию какой-то завершенный вид;

Разбирать на отдельные части механизмы и детали, чтобы увидеть и понять, из чего они состоят внутри (любопытство здесь играет большую роль).

Со стороны взрослых важно не пропустить интерес к различным машинам, механизмам и роботам. Удивление, восхищение и любопытство при этом дают огромный импульс к действиям в познании, и главное – в приобретении бесценного личного опыта, который потом в сочетании с творческой силой перерастает в изобретательство. Каждый родитель должен понять, что ребенок – это своеобразный мир, и он необыкновенно индивидуален. Нужно помнить о том, что, как бы мы, родители, ни были заняты,главное – это не заглушить стремление своего ребенка познать что-нибудь новое, интересное, постараться дать ему возможность разобраться в деталях и постигнуть истинное содержание технического творчества.

Для того чтобы, став взрослым, успешно трудиться в области техники, надо пройти соответствующий путь развития в юные годы. Без возникновения серьезных интересов к технике, без практики самостоятельного решения простых технических задач, без приобретения умения думать технически о заданиях, связанных с изготовлением, например, различных моделей, не может сформироваться человек, который будет впоследствии успешно работать в сфере техники.

Школьник-подросток, когда он занимается в техническом объединении, не совершает изобретений, обогащающих человечество, но, зато он очень часто, фактически на каждом занятии, делает открытие, изобретение для себя, когда он сам находит решение технических задач, уже известное взрослым. Такое творчество детей - основа развития активности, самостоятельности, инициативы человека в решении технических задач.

К 12-15 годам проявленный интереск какому – либо действию или занятию является вполне осознанным признаком будущей профориентации.

Талантливый наставник или мастер – обладающий собственным высоким техническим и творческим потенциалом, может дать огромный импульс для своих обучающихся в достижении блестящих результатов в техническом творчестве. В этом случае педагог психологически подстраивает обучающихся к своему собственному техническому опыту, к определенному характеру исследований и тем самым дает возможность одаренному ребенку проявить себя в конкуренции и соревновательной борьбе за общий результат эксперимента.

В нашем образовательном учреждении, «Станция юных техников» города Новошахтинска работают увлеченные, инициативные педагоги, способные поддержать интерес ребенка, развить его творческие способности. Участие в выставках и конкурсах различного уровня, начиная со станционного и заканчивая международным, стимулирует детей на дальнейшее развитие, мотивирует их к повышению активности и саморазвитию, способствует повышению мастерства и уровня технических навыков.

Особенность и специфика нашего образовательного учреждения является то, что дети занимаются в технических объединениях начиная с дошкольного возраста.На занятиях в объединениях «Мастерилка» и «Мастерская Самоделкина» (направление «начальное техническое моделирование») ребенок постигает азы технического конструирования, получает толчок для развития пространственного восприятия и основ моделирования. Программы составлены с учетом возрастных особенностей детей и включают в себя различные игровые моменты, динамические паузы, психогимнастические упражнения, направленные на здоровьесбережени и сохранение интереса и активности ребенка.

В дальнейшем идет разделение обучающихся по различным направлениям, что зависит, в первую очередь, от желания ребенка и родителей, от проявленной заинтересованности и технической направленности проявленных способностей. Наше образовательное учреждение «Станция юных техников» города Новошахтинска может предложить своим обучающимся такие интересные и захватывающие направления, как:

Научно – техническое (объединения «Космос», «Ракетомоделирование», «Авиамоделирование», «Радиоэлектроника и радиотехническое конструирование», «Мастерилка»и «Мастерская Самоделкина»);

Спортивно-техническое (объединение «Картингист»);

Художественно-эстетическое(объединения «Мир дизайна», «Узор»);

Юные инспектора дорожного движения (ЮИД).

В прошлом году ребята из наших объединений успешно принимали участие в мероприятиях различного уровня, таких как:

Участие в мероприятиях посвященнымДню города и Дню шахтера;

Городской конкурс «В гостях у Самоделкина»;

Соревнования для картингистов «Золотая осень»;

Акция «Если сердце открыто добру»;

Благотворительная акция «Ёлка Новороссии» ;

Соревнования картингистов посвященные Дню защитников Отечества и 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне;

Конкурс технического и декоративно-прикладного творчества «Домашний волшебник»;

Городской конкурс технического и спортивно-технического творчества «Модель года – 2015» ;

Конкурс по пожарной безопасности;

Соревнования по картингу в классе машин «Союзный –Юниор»;

Четвертый фестиваль технических знаний «Инженерные таланты- сильной России»;

Выставка молодых художников Дона и Кубани;

Конкурс «Космонавтика;

Областной слёт-конкурс «Юные конструкторы Дона – третьему тысячелетию».

Ребята приняли активное участие в XL научно-практической конференции

Донской академии наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова и многое другое.

Из 518 обучающихся принявших участие в конкурсах, соревнованиях и выставках 65 детей заняли призовые места, из них:

I место – 19 ребят,

II место – 28,

III место – 18.

Интеграция технического конструирования и моделирования в образовательное пространство ребенка не только способствует формированию устойчивых умений и компетенций в сфере технического творчества, но и формирует общую активность, инициативность, познавательный интерес, креативность, наблюдательность, умение ставить цели и добиваться результата, причем происходит это легко и непринужденно.

Зам.директора по УВРШатликова Н.М.

Алла Туктарова
Специфика развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Преобразования, происходящие в обществе, порождают новые требования к развитию детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Одним из них является развитие творческих способностей у дошкольников , которое реализуется решением следующей задачи развития детей в соответствии с их возрастными потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Они способствуют развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и другие, основой творческих способностей являются общие способности личности .

В условиях стремительных изменений в жизни общества возникает много вопросов, решить которые способны лишь творчески одаренные люди . Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом . Поэтому не вызывает сомнений, что одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе – формирование творческой личности . Ребенок с творческими способностями - активный , пытливый. Он способен видеть необычное , прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои , ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое , оригинальное.

Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных ученых, были выделены такие общие критерии творческих способностей , как готовность к импровизации, оправданная экспрессивность, независимость мнений и оценок, особая чувствительность к явлениям окружающего мира.

Творческие способности есть компонент общей структуры личности. Они определяются как индивидуальные особенности, качества человека, от которых зависит успешность его творческой деятельности в различных областях. Их постепенное формирование способствует развитию личности в целом .

Американский психолог Э. Фромм предложил в свое время следующее определение творческих способностей (креативности) : «Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Б. М. Теплов под творческими способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения.

В трудах В. А. Сластенина под творческой понимается способность , отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным требованием сегодня является развитие творческой личности , способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной.

Учитывая результаты многократных наблюдений, можно заявить, что эти определения применимы и в отношении детей дошкольного возраста .

Анализ проблемы во многом будет предопределяться тем содержанием, которое будет вкладываться в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п. так в чем же, по сути, заключаются творческие способности детей дошкольного возраста ?

Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием "творчество ", "творческая деятельность ". Под творческой деятельностью понимается такая деятельность человека, в результате которой создается нечто новое, будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности, критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность .

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность , результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности .

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях , но и о технических творческих способностях , о математических творческих способностях , и т. д.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности , прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Джой Пол Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление . Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления , которое характеризуется следующими основными особенностями :

1. Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество) .

2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Венгер Л. А. в своей концепции о способностях выделяет интеллектуально-творческие способности , которые позволяют ребенку самостоятельно анализировать действительность, произвольно находить решения в новых и неожиданных ситуациях. Он отмечает, что развитие этих способностей проявляется :

В умении самостоятельно анализировать ситуацию;

В развитии децентрации – умения менять свою точку отсчета как при решении наглядных задач, так и в ситуации обобщения;

В развитии замыслов – умения создавать идею будущего продукта и план ее реализации.

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А . Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов, выделяет следующие творческие способности :

1. Способность видеть проблему там , где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки , приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими , какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение .

13. Способность доработки деталей , к совершенствованию первоначального замысла.

Исследователи В. Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале, выделили следующие универсальные креативные способности , сложившиеся в процессе человеческой истории.

1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта , до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование – способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей , можно сделать вывод о том, что, несмотря на существующее разнообразие точек зрения на данный термин, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей .

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей :

1. Развитие воображения .

2. Развитие качеств мышления , которые формируют креативность.

Говоря о формировании способностей , необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей . Психологи называют различные сроки. Например, существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо у малышей с самого раннего возраста . Эта гипотеза находит подтверждение в работах ученых-физиологов.

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в его первые годы жизни. Это дозревание, т. е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется внешней средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию . Это есть самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей . Но у ребенка начинают развиваться только те способности , для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается это развитие . Если созревание и начало функционирования (развития ) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко и с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным , талантливым и даже – гениальным.

Однако возможности развития способностей , достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются , не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это «угасание» возможностей к развитию может принять форму необратимого процесса. Никитин Б. П., в течение многих лет занимающийся проблемой , назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей ). Он считал, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей у ребенка . Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых для формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей , ведет к серьезному затруднению их развития , замедляет его темпы, что, в свою очередь, ведет к снижению конечного уровня . По мнению автора, именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей , так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей . И в целом, не такое уж большое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие из них оказались в условиях, благоприятных для развития их творческих способностей .

С психологической точки зрения дошкольное детство является благопритным периодом для развития творческих способностей еще и потому , что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны; у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И воспитатели ДОУ, проявляя поощрение детской любознательности, сообщая детям новые знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют тем самым накоплению и расширению границ индивидуального жизненного опыта ребенка. А ведь накопление личностного опыта и знаний – это необходимая предпосылка для реализации творческой деятельности дошкольника в будущем . Кроме того, мышление воспитанников более свободно, чем мышление детей , например, в школьном возрасте . Оно еще не задавлено догмами и стереотипами. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения . Из всего, выше сказанного, можно сделать вывод, что дошкольный возраст , даёт прекрасные возможности для . И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал выросшего человека.

На основе анализа изученной литературы, удалось выявить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей .

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша : плавание, гимнастика, ползание и хождение. Затем – раннее чтение, счет, знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей . Необходимо, насколько это возможно раньше, окружить ребенка такой предметно-развивающей средой и такой системой взаимоотношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то , что в соответствующий момент способно наиболее эффективно в нем развиваться .

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного вытекает из самого характера творческого процесса , который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее , чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей

заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов решения какой-либо задачи и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку лишь на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Это и есть пятое условие успешного развития его творческих способностей . Самое главное в этом процессе, не превращать свободу во вседозволенность, а помощь – в подсказку. К сожалению, подсказка – это достаточно распространенный среди родителей и воспитателей способ "помощи" детям, но она, как правило, только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать это сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься до чего-то для него очень важного.

Давно известно, что для проявления творчества необходимо психологически комфортная обстановка и наличие некоторого времени. Поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей у дошкольников – тёплая дружелюбная атмосфера как в семье, так и в детском коллективе в ДОУ. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству , проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям и действиям, не возможных в реальной жизни. Педагогу следует следить за тем, чтобы исключить из своего лексикона любого рода осуждения в адрес ребенка.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания личности с высоким творческим потенциалом , хотя некоторые западные психологи считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно «самовыражаться» . Но практика показывает, что такого невмешательства мало. Не все дети могут открыть дорогу к созиданию и надолго сохранить свою творческую активность . Оказывается (и педагогическая практика доказывает это факт, если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники , не теряя своеобразия творчества , могут создавать работы более высокого уровня, чем необученные этому сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Развитие творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд конкретных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Составители учебных программ единодушно подчеркивают, что сам процесс участия ребенка в экспериментировании гораздо более важен для развития детских творческих способностей , нежели получаемый конечный результат их деятельности.

В современных условиях, в соответствии с требованиями Стандарта, в детском саду для развития творческих способностей обучающихся реализуются следующие принципы : поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

А так же решаются такие задачи как : создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования , возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей .

Образовательная программа дошкольного образования направлена на создание условий развития ребенка , открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития , развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности , которые представлены следующими направлениями развития : социально-коммуникативное развитие ; познавательное развитие ; речевое развитие ; художественно-эстетическое развитие и физическое развитие .

Таким образом, способности - это психофизиологические свойства человека, от которых зависит динамика приобретения знаний, умений и навыков и успешность выполнения определенной деятельности. Они бывают : общие и специальные , теоретические и практические, учебные и творческие .

Творческие способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний , умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Они включают в себя такие психические свойства личности, как : мышление, воображение, беглость, точность и оригинальность восприятия образов. Именно воображение можно считать одной из важнейших составляющих развития творческих способностей человека .

Дошкольный возраст дает прекрасные возможности для развития способностей к творчеству . Именно от того, насколько вовремя они начали развиваться , во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Поэтому, творческие способности ребенка надо развивать уже с самого раннего возраста и на всем протяжений его детства. Творческая деятельность возникает не сразу, а достаточно медленно, развиваясь постепенно , от простых форм – к более сложным. На каждой возрастной ступени она имеет свое выражение, свою специфику . Поэтому, педагогу дошкольного образовательного учреждения необходимо кроме прочих способностей обращать пристальное внимание на процесс развития творческих способностей у их воспитанников .

Абсолютно каждый ребенок талантлив от природы. Самые яркие личностные способности детей проявляются уже в самом раннем возрасте. А когда ребенок становится младшим школьником, своевременная диагностика его способностей окажет неоспоримую помощь для дальнейшего воспитания и развития имеющегося потенциала. О том, какие бывают способности у детей, и как узнать, какие способности есть у вашего ребенка, вы можете прочесть на этой странице.

Что считают личностными способностями ребенка

Для начала надо уяснить, что считают способностями ребенка. Способности - это индивидуальные психологические особенности человека, благодаря которым он успешно осваивает различные виды деятельности. Но нельзя понимать под способностями только врожденные возможности. Врожденными у ребенка могут быть лишь различные физиологические и психологические свойства, которые психологи и педагоги называют задатками. Именно они лежат в основе развития способностей. Задатки - некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.

Так, например, пластичные мышцы и подвижный опорно-двигательный аппарат могут служить основанием для развития спортивных или танцевальных способностей. Задатки заключают в себе возможности для развития тех или иных способностей, какими обладает ребенок, но происходит это лишь в процессе воспитания и обучения. Поэтому для родителей крайне важным является выявление заложенных задатков, для того чтобы в дальнейшем успешно и самое главное целенаправленно их развивать и формировать тем самым способности.

Педагоги, пользующиеся методиками Вальфдорской школы воспитания, рассматривают ребенка как гармоничную личность во всех ее проявлениях - интеллектуальных, эмоциональных, социальных и физических. Ребенок, который учится работать руками, становится исполнителем. Ребенок, который учится работать руками и головой, - создателем. Тот, который учится работать руками, головой и сердцем, - творцом. Склонности - это самый первый признак зарождающейся способности. Склонность у ребенка проявляется в том, что он стремится к какой-то определенной деятельности, например рисованию или игре на музыкальном инструменте. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что способности представляют собой тесное переплетение врожденных и приобретенных особенностей.

Классификация, какие бывают способности у детей

Для того чтобы понять, какими талантами наделен их ребенок, родителям необходимо знать, какие способности существуют теоретически. Психологи классифицируют все задатки в соответствии с несколькими сферами деятельности.

Классификация способностей детей представлена в таблице:

Сфера деятельности, в которой проявля­ются способности

Характеристика ребенка

Интеллектуальная

Наблюдателен, любознателен, имеет отличную память, с интересом и легко учится всему новому, знает намного больше своих сверстников, умеет хорошо и логически верно излагать свои мысли

Академическиедостижения

Чтение: ребенок любит читать и делает это с удовольствием, использует в своей речи богатый словарный запас, сосредо­точен и внимателен, когда ему читают, способен надолго удерживать в памяти символы, буквы и слова, с удовольстви­ем демонстрирует свое умение читать

Математика: проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию и иному, обнаруживает весьма необычное для своего возраста понимание математических отношений, демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических симво­лов (цифр и знаков), без затруднений выполняет простейшие операции сложения и вычитания, разбирается в измерении времени (по часам, календарю) или денег

Художественная деятельность

Естествознание: внимателен к предметам и явлениям, проявляет большой интерес или исключительные способно­сти к классификации, любит задавать вопросы о происхождении предметов и их функциях

Изобразительное искусство: проявля­ет интерес к визуальной информации, проводит много времени за рисованием или лепкой, осознанно строит компози­ции из картин или рисунков

Музыка: проявляет повышенный интерес к музыкальным занятиям, реагирует на характер и настроение музыки, легко повторяет короткие ритмические куски, узнает знакомые мелодии по первым звукам, с удоволь­ствием подпевает

Двигательная:

Проявляет повышенный интерес к деятельности, которая требует тонкой и точной моторики, любит подвижные игры, обладает широким диапазоном движений (от медленного к быстрому, от плавного к резкому), хорошо удерживает равновесие, для своего возраста обладает исключитель­ной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазанье, прыжки, умение бросать и ловить предметы)

Каждая сфера деятельности, которая представлена в таблице, характеризует ребенка с той или другой стороны, и именно она поможет родителям установить наличие тех или иных задатков у детей. Конечно, эта классификация способностей ребенка не может дать точной информации о времени выявления талантов, но, несомненно, укажет на их общее направление.

Диагностика способностей младшего школьника: как узнать, какими способностями обладает ребенок

Понятно, что ни один, даже самый квалифицированный специалист не может знать ребенка лучше, чем члены его семьи. Поэтому выявление склонностей ребенка в раннем возрасте полностью зависит от его родителей и близких родственников.

Наблюдение - один из самых распространенных методов диагностики способностей детей. Изучая склонности и привычки своего ребенка, родители способны составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей развития двигательной сферы, памяти, речи, мышления, внимания и многих других психических функций.

Если родители будут уделять большое внимание познавательной активности своего ребенка, это поможет определить, в какой сфере следует раскрывать дарования малыша.

Педагоги и психологи в своей практике используют, как правило, два основных метода диагностики способностей ребенка. Первый основан на системе единой оценки, т. е. используется единственный тест, который выявляет уровень его интеллектуального развития. В основе второго метода диагностики способностей школьников лежит комплексное обследование. Оно включает в себя всевозможные методы и приемы, выводы которых помогают педагогам и психологам составить более полное представление об уровне развития ребенка.

В последнее время многие результаты тестирования детей психологи и педагоги дополняют всевозможными опросниками и анкетами, которые заполняют родители, так как диагностика детей должна опираться не только на результаты тестов, но и на системные наблюдения, производимые ими в разные периоды жизни ребенка. Они важны еще и потому, что обнаруживают те или иные редко встречавшиеся способности, которые могут быть упущены в процессе обследования ребенка.

Родителям, используя методы диагностики способностей, можно вести дневники наблюдений за детьми. Такие записи помогут в дальнейшем выделить те занятия, которые будут доставлять ребенку большую радость. Они станут не только ценным исследовательским материалом, но и позволят сохранять в памяти яркие и запоминающиеся моменты развития ребенка.

Также следует отметить, что проблема диагностики выявления способностей у детей достаточно сложна, она требует полной согласованности и последовательности совместных действий родителей и специалистов высокой квалификации, занимающихся этими проблемами.

Статья прочитана 9 263 раз(a).



Просмотров