Что такое шуфити или почему кеды висят на проводах? Есть вопрос: «Почему на проводах висят кроссовки? Что означают ботинки висящие на проводах.

Кроссовки на проводах висят и в Москве, и в Петербурге, и в других городах по всему миру: в Испании, США и Новой Зеландии, задрав голову, вы можете увидеть кроссовки. Существует множество версий, откуда взялась традиция закидывать обувь на провода, но самая правдоподобная связана с американскими торговцами наркотиками и гетто. Редакция The Village обратилась к знатоку уличной культуры, куратору и соорганизатору Faces & Laces Дмитрию Оскесу, чтобы он объяснил, что значат висящие кроссовки для уличной культуры.

Почему на проводах
висят кроссовки?

Дмитрий Оскес

куратор Faces & Laces

Феномен висящих на электропроводах кроссовок в разных странах и регионах интерпретируют по-разному. Никто точно не может сказать, откуда это появилось, когда и с какой целью - версий, которые порой основаны на городских легендах и мифах, очень много: от того, что обувь забрасывают на провода студенты в честь посвящения или окончания учёбы, до того, что делают это в память о погибшем в этом месте человеке. Самая распространённая версия - кроссовки на проводах обозначали место, где продаются наркотики.

Так или иначе, сейчас кроссовки на проводах - часть городской культуры, и если я вижу подобное на Западе, то воспринимаю это явление как очень близкое к граффити-тегу: это еще одна возможность очень индивидуально маркировать и изменить визуально место, в котором побывал человек. Причем на Западе это выглядит даже более вызывающе по отношению к обществу, нарушен привычный визуальный ряд для горожанина, соответственно, он не чувствует себя в безопасности.

И действительно, кроссовки на проводах чаще всего там можно встретить либо в очень неблагополучных районах, местах скопления наркодилеров, ярко выраженных гетто по национальному признаку, либо просто в субкультурных местах - граффити-спотах, арт-кластерах, где по интересам собирается разная молодая аудитория. Хотя, естественно, кроссовки могут встречаться где угодно, без привязки к вышеперечисленному.

Но если в США и большинстве западных стран этот феномен может иметь социокультурную базу, то в России это всего лишь дань эстетике. Тут смысл не особо глубок и близок к тому, чтобы в первую очередь сымитировать доступным способом западную гетто-картинку - с помощью такого решения какое-то определённое место становится более маргинальным.

Свои вопросы присылайте на

Иллюстрация: Саша Похвалин

30 марта 2015

Задаем глупые вопросы, получаем умные ответы: выпуск 35

Голову вверх! В некоторых районах Кишинёва деревья покрыты не только набухшими почками и первыми скворцами, но и старой обувью. Кое-где сношенными "ботинками" обрастают и натянутые между столбами кабели. Попытаемся разобраться, откуда растут шнурки у этого городского феномена.

Как будто мало в нашей замечательной стране странных обычаев, чтобы перенимать еще более странные из других стран! Неподготовленных и слабохарактерных иностранцев, которым довелось попасть на свадьбу или кумэтрию, повергает в шок количество крестных отцов и матерей. Далее их ждёт Masa marе, он же – торжественный сбор денег с гостей на свадьбе, которых, кажется, пригласили специально для этих «трогательных» минут. А вот еще один, очень своевременный – . Для незнакомого с нашей историей иностранца, который в начале марта впервые приехал в Молдову, странные красно-белые побрякушки повсюду кажутся символами какого-то загадочного культа, а не нежными весенними украшениями.

Нет, нам недостаточно! Наш быт заслуживает большего разнообразия, непонятных традиций, даже происхождение которых непонятно. Речь идет, конечно, об обуви, которая грустными пучками свисает с проводов электропередач и ветвей деревьев.

На ивах вдоль Комсомольского Озера, во дворе на улице Зелинского и во многих других местах на деревьях висят кроссовки, ботинки и кеды, символизируя неизвестно что и "заражая" местных подростков, которые тут же норовят повесить свои башмачки рядом.

Среди общеизвестных и популярных теорий о висячих ботинках есть скучные, есть грустные, а есть забавные.

Самый распространенный вариант: висящая на столбе обувь обозначает, что обитатели ближайшего дома торгуют наркотиками, причем цвет и фасон обуви тоже имеет значение – по ним можно определить вид наркотиков.

Многие догадки опираются на версию о том, что висячие ботинки символизируют конец чего-либо : военной службы, учебы в школе или университете, холостой жизни. Кстати, в Молдове последняя опция – одна из самых популярных, и женихи во время свадебных фотосессий, действительно, могут остановиться для того, чтобы забросить заранее подготовленные старые кроссовки на ближайшую липу. А свадьбы в нашей стране ой, как любят!

Конечно, это может быть и изощренный вид издевательства над школьными занудами и первокурсниками : в конце концов, что может быть смешнее?

Кроме того, обувь на проводах может означать, что где-то неподалеку проигрались в пух и прах дворовые футболисты : негласные «пацанские» правила требуют наказания слабой команды. А разве можно придумать более изысканное наказание и лучший стимул в следующий раз не проигрывать, чем новенькие кроссовки, болтающиеся высоко над головой?


Самая прагматичная из всех версий, которые нам удалось найти – ботинки, висящие на проводах, означают, что здесь побывали не слишком удачливые воришки, промышляющие цветными металлами. Обувь на проводах может спровоцировать замыкание, и потому городские службы отключают напряжение, чтобы быстро снять помехи. В это время незадачливые авантюристы и снимают провода. Правда, часто бывает так, что городские власти не видят угрозы в паре болтающихся кроссовок, напряжение не отключают, а воришка остается с носом и босым.

Грустный, но правдоподобный в молдавский реалиях вариант гласит, что обувь на дереве или столбе обозначает место, где умер человек. Это в какой-то степени созвучно молдавской традиции ставить кресты на дорогах в месте трагической гибели.

Самая романтичная и вдохновенная версия утверждает, что обувь на деревьях и проводах это проявление социальной поп-культуры – подражание знаменитым фильмам и ответвление андерграундного стиля в искусстве. В продвинутом мире такие «гроздья» можно встретить возле мест, где собираются представители субкультур, просвещенная молодежь и художники граффити. Ботинки на проводах и деревьях, и правда, стали отдельным видом искусства – шу-граффити, который широко практикуется в Европе.

Некоторые особо загадочные источники гласят, что традиция восходит к обычаям американских индейцев, которые приносили свою стоптанную обувь в жертву Солнцу, или к европейским племенам, которые верили, что обувь может пригодиться человеку в загробной жизни. Поэтому, наверное, многие ботинки попадают на провода в отличном состоянии. Может быть, раньше это явление и имело духовные корни, но сейчас, во времена американского кинематографа, все происходит из Голливуда. Трогательный герой трагикомедии «Крупная рыба» должен был закинуть свои ботинки на провод, чтобы навсегда остаться в прекрасном, но невозможном городе, а персонажи фильма «Хвост виляет собакой» прославили этот невинный акт вандализма как символ свободы и протеста против капиталистического равнодушия.

Скорее всего, мотивы у каждого, кто забрасывает свою обувь на дерево или провода, разные, но цель, безусловно, одна – увековечить себя и свои ботинки в памяти людей, которым не посчастливилось жить по соседству.

Журналист: Шура Ускова

Наверное, многие из нас часто замечали связанную шнурками пару кроссовок, повисшую на линии электропередач. Сегодня мы приоткроем для вас завесу тайны и расскажем об истории этой «традиции», а так же что означает и зачем висят кроссовки на проводах.
Существует много версий, правдоподобных и не очень. Мы остановимся на наиболее вероятных причинах появления кед на проводах – как оказалось, в разных странах и ситуациях они могут очень сильно различаться!

Интересный факт: этот ритуал называется шуфити – симбиоз английских слов «обувь» и «граффити». Что отсылает нас к одной из версий: подвешенная обувь, как тэг в граффити — способ отметить место, где побывал человек.

Вероятнее всего, традиция берет свое начало в США, в местах сосредоточения гетто-культуры и может означать следующее:

  • Место распространения наркотиков. Утверждают, что висящими на проводах кроссовками отмечают свое место, простите за мой французский, «барыги». Либо, что также вероятно, притон находится в ближайшем доме. Кроме того, фасон и цвет кед подсказывает какой вид наркотика можно приобрести.
  • Каждая висящая пара указывает на гибель человека в этом месте.
  • Уличные банды и различные криминальные сообщества могут помечать так свою территорию. В совокупности с первыми двумя теориями, количество подвешенной обуви прямо указывает на криминальность района. И чем больше пар висит, тем опаснее здесь находиться.
  • Отнятые у белокожих жителей гетто кеды по причине «необходимости» или просто в целях унижения.


Из менее преступных трактовок можно выделить следующие:

  • Ритуал «похорон кроссовок» у темнокожих американцев из гетто. Ведь сникеры у них – самый важный элемент внешнего вида и принято относиться к ним с большим уважением (особенно характерно для тех, кто причисляет себя к культурам репа, баскетбола и стритбола). Поэтому, затаскав свои кроссовки до дыр, они закидывают их на провода – пусть любуется весь квартал.
  • Окончание обучения в учебном заведении или службы в армии. По свидетельствам очевидцев известно, что в России до сих пор такая традиция существует у выпускников Академгородка в Новосибирске и студентов пожарного училища МЧС на ВДНХ.
  • Спортивные команды после матча, дабы отметить победу или поражение.

Хулиганские или, вероятнее всего, наши традиции обуви на проводах:

  • Попытка добыть цветной металл из кабелей линий электропередач. Кроссовки забрасывались для создания короткого замыкания. Когда напряжение с линии снималось для устранения повреждения, у воров появлялся отличный шанс «изъять» провода из общественного пользования.
  • Салют. Точнее то же самое искрометное короткое замыкание, но уже без попытки воровства.
  • Ну и, конечно же, обычное хулиганство. Наверное, наиболее вероятный вариант для современных реалий. Скорее всего, это попытка повторить западный образ гетто-районов из фильмов.

Интересные и не совсем обычные традиции, связанные с кедами на проводах:

  • В Колумбии полагают, что это поможет излечить болезнь у ребенка.
  • В Гватемале считают отличнейшим способом отпугивания летучих мышей.
  • В Венесуэле знают, что закинуть свои кроссовки повыше – верный признак того, что новая пара не за горами.
  • В Испании пытаются призвать дождь во время засушливого сезона.
  • А в Новой Зеландии метание обуви даже стало ежегодным соревнованием!
  • Кроме того, такая традиция есть в некоторых бедных районах Африки, попавших под программу поддержки США. По этой программе их снабжали одеждой (в том числе обувью) и кока-колой, но не едой и водой. Голодая и презирая эти подачки, местные жители закидывали полученные кроссовки куда подальше.

Согласно легенде, ходящей между некоторыми поклонниками шуфити, заброшенные кеды могут пригодится в следующей жизни, когда дух умершего вернется на землю. Тогда то и пойдет в ход обувь, висящая на проводах — поближе к небу. Как ни странно, эта версия отлично объясняет, почему на проводах иногда болтаются абсолютно новые пары кроссовок – кому захочется в загробной жизни носить протертые сникеры.

Интересный факт. Время от времени кроссовки забрасывают не только на провода, но и на деревья. Самым завешенным деревом в мире считался 23-метровый тополь в штате Невада, США. Местные жители заботливо закидывали его кедами более 25-ти лет, пока в конце 2010 года дерево не спилили хулиганы.

Уверен, что каждый из вас неоднократно наблюдал заброшенную обувь на электропроводах. Зачем кому-то понадобилось закидывать на линии электропередач кроссовки или кеды? На этот счет есть несколько версий. Называется это “шуфити” (англ. shoefiti), происходит от слов “shoe” + “graffiti” и переводится как “обувь” + “граффити”, т.е. “обувное граффити”. Иногда это явление называют “shoe tossing” или “shoe flinging”. Обувь закидывается так же и на деревья.
Есть несколько версий происхождения традиции забрасывания ботинок на провода:

1. В США военные так отмечали окончание службы, подкидывая в воздух всё, что попадётся под руку. После того, как первые пары обуви повисли на проводах, это вошло в традицию.

2. Обувь забрасывают на провода студенты в честь посвящения или окончания учебы.

3. Дедовщина в ВУЗе: на провода забрасывают обувь первокурсников.

4. Спортивные команды забрасывают обувь на провода в честь проигрыша или выигрыша.

5. Обувь забрасывают на провода в память о погибшем в этом месте человеке.

6. Так обозначают место, где продаются наркотики.

7. Разметка территории бандами.

8. Обувь на провода закидывают воришки, промышляющие цветным металлом, для создания замыкания. Диспетчеры снимают с проводов напряжение, а воришики в это время снимают провода. Неудачно закинутые ботинки, не создавшие замыкание, остаются на проводах.
Чисто российская версия;-)

9. Хулиганская выходка от посмотревших культовый фильм “Хвост виляет собакой” (Wag the Dog), по сюжету которого ботинки на провода закидывали люди, поддерживающие солдата, забытого в Албании после войны с США, инсценированной кандидатом в президенты и его пиарщиками.
Также подобные сцены были замечены в фильмах: “Большая рыба” (Big Fish), “Площадка 2″ (The Sandlot 2), “Бунтарка” (Stick It), “Писатели свободы” (Freedom Writers), “Как Майк” (Like Mike), “Дакари” (The Savages).

10. Просто хулиганская выходка.

Есть мнение, что обувь на линиях электропередач может представлять собой некий обряд. К примеру, студент, окончивший школу или университет, подбрасывает свою обувь, чтобы отметить это событие. Другие могут выражать свою радость бракосочетания или рождения ребенка. Ещё во время Великой Отечественной Войны солдаты подбрасывали свои ботинки вверх на электропровода в конце их базовой подготовки или окончания военной службы.

На форумах встречаются весьма странные трактовки обуви на линиях электропередач во всем мире. К примеру, в Колумбии считают, что обувь поможет выздороветь больному ребенку, в Венесуэле таким образом надеяться получить новую пару обуви (конечно, ведь нечего носить уже:)). В Испании во время засухи просят дождь таким образом, а в Гватемале отпугивают летучих мышей.

Представьте, идёте вы себе по улице, и вдруг над вами начинает висеть толпа старых ботинок. Что это, зачем это, как это - вопросов больше, чем ответов. Может кто-то сбросил гуманитарную помощь с самолёта, а она рассыпалась в воздухе? Дешёвая распродажа сэкондхэнд? А может что-то по мотивам магриттовской "Голконды"?


Уже дома я не поленился и выяснил, что заброшенная обувь - это целое всемирное движение и субкультура! Да, и если бы дело было в США, то висящие на проводах ботинки могли бы помечать место, где погиб член банды, или место, где можно купить наркотики. Мде... Но при таком количестве обуви это даже не Амстердам - всего лишь немецкий Фленсбург, о котором я расскажу в следующий раз.

Называется это "шуфити" (англ. shoefiti), происходит от слов "shoe" + "graffiti" и переводится как "обувь" + "граффити", т.е. "обувное граффити". Иногда это явление называют "shoe tossing" или "shoe flinging". Забрасывание обуви распространено в первую очередь в США и Канаде, но имеет место также в Латинской Америке, Украине, России, Белоруссии, Франции и большинстве других европейских стран и многих других странах.

В США

В США даже известны несколько десятков деревьев, на которые закидывают обувь. Деревом с самым большим количеством висящей на нём обуви считался 23-метровый пирамидальный тополь, росший у городка Мидлгейт, штат Невада. Его закидывали обувью с середины 1980-х годов до конца 2010 года. 30 декабря 2010 года тополь был спилен неизвестными вандалами. Было возбуждено уголовное дело, так как это дерево не просто было местной достопримечательностью, а служило единственным тенистым местом на несколько километров вокруг (что важно в климате Невады), на нём жили множество птиц и других животных. В историю оно вошло как Обувное Дерево (The Old Shoe Tree).



отсюда

Забрасывание обуви на провода и деревья как явление стало даже предметом рассмотрения в некоторых научных статьях: например, в одной из них имеет место попытка провести параллель между современным явлением бросания обуви и Холокостом, когда обувь уничтожаемых евреев сваливалась нацистами в кучи.

Несмотря на то, что акт забрасывания обуви не признаётся ныне преступлением ни в одной стране, как минимум в США ведутся дискуссии о причислении данного деяния к противозаконным. В Лос-Анджелесе была принята специальная программа по борьбе с забрасыванием обуви, в том числе из-за возможной связи этой деятельности, по мнению ряда аналитиков, с тайными знаками друг другу членов местных криминальных сообществ.

В России

В Новосибирском Академгородке существует студенческая традиция, когда те, кто окончательно покидает общежитие, забрасывают обувь, связанную шнурками, на ветви деревьев, растущих между общежитиями в студгородке. Таким образом прощаются с alma mater.

А вот воронежские блогеры однажды даже жаловались на ботинки , висящие в центре города.

А вот в Москве самые большое скопление ботинок на проводах обнаружено в районе станции метро «Каширская».

А нафига?

Мотивы этого увлечения, скорее всего, те же, что и у других подобных увлечений, вроде планкинга. Это если не считать десятка других традиций, связанных с забрасыванием обуви:

1. Некоторые уличные банды так помечают свои территории.
2. Обувь студентов: ботинки первокурсников забрасывают "деды" в военных ВУЗах, старшекурсники так отмечают окончание учёбы.
3. В США военные так отмечали окончание службы, подкидывая в воздух всё, что попадётся под руку. После того, как первые пары обуви повисли на проводах, это вошло в традицию.
4. Некоторые спортивные команды забрасывают обувь на провода в честь проигрыша или выигрыша.
5. Память о погибшем в этом месте человеке.
6. Про наркотики уже упоминал.
7. Из хулиганских побуждений.

Получается, что в немецком Фленсбурге под это увлечение официально отвели целую улицу!

А вот так это делается:)

Ну вот, теперь вы знаете, почему на деревьях и проводах иногда висит обувь:)

Еще посты про наше паромно-автомобильное путешествие, организованное unis и ilyavaliev :

Поездка проходила при спонсорской поддержке:



Просмотров