Гаремные девушки. Так на самом деле выглядели женщины в восточных гаремах

Все наверняка видели знаменитое фото с некрасивый, толстой женщиной, якобы любимой женой султана и у многих сложилось мнение, что все женщины там были такие, если уж эта была любимой. И это ложь. Гарем это разнообразие лиц, тел и образов. Впрочем, смотрите сами

Вот то самое фото, которое сложило мнение многих о гаремах. А теперь посмотрим — так ли это на самом деле


Эти фото ходят по интернету с подписью «Гарем». На самом деле это фотографии мужчин-актеров первого государственного театра созданного по приказу шаха Насереддина (большого любителя европейской культуры) при Политехническом училище Дар-эль-Фунун в 1890 году, которые разыгрывали сатирические пьесы только для дворцовой знати.

Организатором этого театра был Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши, который считается одним из основоположников современного иранского театра. Так как женщинам было запрещено выступать на сцене, эти роли исполнялись мужчинами. Первые женщины на сцену в Иране вышли в 1917 году.

А вот и настоящие фото женщин из гаремов султанов разного периода. Османская одалиска, 1890

Фотографий немного, т.к., во-первых, вход в гаремы мужчинам был запрещен, а, во-вторых, фотография только начинала свое развитие, но сохранились некоторые снимки, картины и прочие свидетельства о том, что в гаремы отбирались исключительно самые красивые представительницы разных народов.

Женщины в гареме, 1912

Женщина в гареме с кальяном, Турция, 1916

Женщины из гарема, выехавшие на прогулку. Фото из Музея Перу (Стамбул)

Наложница, 1875 год

Гвашемаша Кадин Эфенди, жена Султана Абдула Хамида II

Её мать, Геверин Недак Сетеней, вместе со своей сестрой была похищена турецкими работорговцами около 1865 года в Черкесии, незадолго до этого опустошённой русскими войсками, и продана в рабство в гарем султана Абдул-Азиза I. По дороге в Стамбул сестра Геверин, не желая быть рабыней, выбросилась за борт корабля и утонула.

Особой популярностью в гаремах пользовались черкесские женщины за их красоту и изящество

Картина французского художника-ориенталиста Жана-Леона Жерома «Черкесская женщина под покрывалом», написанная им во время путешествия в Стамбул в 1875-76 годах. На картине предположительно изображена Недак Сетеней, мать Гвашемаш.

Гюльфем Хатун (осман. گلفام خاتون,тур.Gülfem Hatun) — вторая наложница османского султана Сулеймана, мать шехзаде Мурада, черкешенка

Совсем юная черкешенка в гареме Султана

Хюрем Султан, та самая Роксолана (1502-1558) была его наложницей-фавориткой, а затем главной и законной женой османского султана Сулеймана Великолепного

Принцесса Дурру Шевар (1914 — 2006) принцесса Берара и императорская принцесса Османской империи, жена Азама Яха, старшего сына седьмого и последнего Низама Хидерабадского

А посмотрите не детей и членов королевской семьи. Красота же! Дюррюшехвар Султан, дочь последнего халифа Абдулмецида Эфенди и внука Османского султана Абдулазиза

Принцесса Бегум Сахиба Нилуфер Ханум Султана Фархат

Назиме Султан и халиф Абдулмецид Султан

Айсе Султан (Османоглу) II. Она является дочерью Абдулхамита

Дюррюшехвар Султан с отцом и мужем. 1931 год.

А вот фото реальных турецких женщин (период 1850-1920 годов). Не в гареме, правда, но туркам явно было из кого выбрать себе жену

На днях мир облетела весть: лидер КНДР Ким Чен Ын возродил традицию своего деда и отца и завёл собственный гарем «Сад наслаждений». Гарем представляется европейцу этакой обителью молодых и красивых женщин из арабских сказок «1000 и одна ночь». Между тем, любопытные фото гарема Насер ад-Дин Шах Каджара, властвовавшего в Иране в конце 19-го века, крушат сложившиеся стереотипы. В нашем обзоре можно увидеть красавиц гарема иранского правителя воочию.

Насер ад-Дин Шах Каджар - четвёртый шах Ирана получил власть в 1848 году и правил на протяжении 47 лет. Его правление стало самым продолжительным в 3000-летней истории Ирана.


Историки рассказывают о Насере ад-Дин Шахе Каджар, что для своего времени он был неплохо образован и прослыл сибаритом, да настолько, что впоследствии вызвал недовольство своих приближённых.


Одной из многочисленных страстей Шаха Каджара была фотография. Фотографировать ему нравилось ещё в детстве, а когда он пришёл к власти, то принял решение создать у себя во дворце первую официальную фотостудию. В 1870-х годах в Тегеране открыл своё ателье русский фотограф Антон Севрюгин, который и стал придворным фотографом иранского правителя. Севрюгин создал фотолетопись Ирана и за свои заслуги был награждён почётным титулом.


Русский фотограф мог снимать самого шаха, его родственников мужского пола, придворных и слуг. А за собой Каджар, ярый поклонник фото, оставил право снимать свой гарем, в котором у него было, по свидетельствам историков, около 100 наложниц.


Известно, что фотографии Насер эд-Дин Шах печатал сам в дворцовой лаборатории и хранил в атласных альбомах в своём дворце Голестан, где в настоящее время находится музей.


Экстраординарность фотографий его наложниц заключается в том, что по шиитским законам в то время было непозволительно снимать лица людей, а тем более лица женщин. И только самый могущественный человек в стране мог себе позволить нарушить закон.


Глядя на фото дам из гарема, понимаешь, что выглядят они для своего времени вполне современно. Женщины уверенно держатся перед камерой, спокойны, не робеют и не кокетничают.


Фотографии женщин оспаривают общепринятое представление о жизни в гареме – шахские жёны выглядят вполне современными для того времени и уверенными в себе, они спокойно смотрят в объектив фотоаппарата, не кокетничая и не робея.


Можно даже предположить, что у жен в гареме были дружественные отношения – на некоторых фотографиях запечатлены группы на пикнике.



По фотографиям можно судить о вкусах иранского монарха – все женщины в теле, со сросшимися густыми бровями и хорошо заметными усиками. Хорошо видно, что женщины не страдали от голода и не были обременены физической работой. Знатоки поговаривают, что в коллекции Голестана есть даже фото в стиле ню, но они надёжно спрятаны.

Все наверняка видели знаменитое фото с некрасивый, толстой женщиной, якобы любимой женой султана и у многих сложилось мнение, что все женщины там были такие, если уж эта была любимой. И это ложь. Гарем это разнообразие лиц, тел и образов. Впрочем, смотрите сами

СМОТРЕТЬ ВСЕ ФОТО В ГАЛЕРЕЕ

Вот то самое фото, которое сложило мнение многих о гаремах. А теперь посмотрим - так ли это на самом деле

Эти фото ходят по интернету с подписью "Гарем". На самом деле это фотографии мужчин-актеров первого государственного театра созданного по приказу шаха Насереддина (большого любителя европейской культуры) при Политехническом училище Дар-эль-Фунун в 1890 году, которые разыгрывали сатирические пьесы только для дворцовой знати. Организатором этого театра был Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши, который считается одним из основоположников современного иранского театра. Так как женщинам было запрещено выступать на сцене, эти роли исполнялись мужчинами. Первые женщины на сцену в Иране вышли в 1917 году.

А вот и настоящие фото женщин из гаремов султанов разного периода. Османская одалиска, 1890

Фотографий немного, т.к., во-первых, вход в гаремы мужчинам был запрещен, а, во-вторых, фотография только начинала свое развитие, но сохранились некоторые снимки, картины и прочие свидетельства о том, что в гаремы отбирались исключительно самые красивые представительницы разных народов.

Женщины в гареме, 1912

Женщина в гареме с кальяном, Турция, 1916

Женщины из гарема, выехавшие на прогулку. Фото из Музея Перу (Стамбул)

Наложница, 1875 год

Гвашемаша Кадин Эфенди, жена Султана Абдула Хамида II

Её мать, Геверин Недак Сетеней, вместе со своей сестрой была похищена турецкими работорговцами около 1865 года в Черкесии, незадолго до этого опустошённой русскими войсками, и продана в рабство в гарем султана Абдул-Азиза I. По дороге в Стамбул сестра Геверин, не желая быть рабыней, выбросилась за борт корабля и утонула.

Особой популярностью в гаремах пользовались черкесские женщины за их красоту и изящество

Картина французского художника-ориенталиста Жана-Леона Жерома "Черкесская женщина под покрывалом", написанная им во время путешествия в Стамбул в 1875-76 годах. На картине предположительно изображена Недак Сетеней, мать Гвашемаш.

Гюльфем Хатун (осман. گلفام خاتون,тур.Gülfem Hatun) — вторая наложница османского султана Сулеймана, мать шехзаде Мурада, черкешенка

Совсем юная черкешенка в гареме Султана

Хюрем Султан, та самая Роксолана (1502-1558) была его наложницей-фавориткой, а затем главной и законной женой османского султана Сулеймана Великолепного

Принцесса Дурру Шевар (1914 - 2006) принцесса Берара и императорская принцесса Османской империи, жена Азама Яха, старшего сына седьмого и последнего Низама Хидерабадского

А посмотрите не детей и членов королевской семьи. Красота же! Дюррюшехвар Султан, дочь последнего халифа Абдулмецида Эфенди и внука Османского султана Абдулазиза

Принцесса Бегум Сахиба Нилуфер Ханум Султана Фархат

Назиме Султан и халиф Абдулмецид Султан

Айсе Султан (Османоглу) II. Она является дочерью Абдулхамита

Дюррюшехвар Султан с отцом и мужем. 1931 год.

А вот фото реальных турецких женщин (период 1850-1920 годов). Не в гареме, правда, но туркам явно было из кого выбрать себе жену

Когда появились первые гаремы, сказать сложно. В древности мужчины охотились и вели межплеменные войны, а следовательно, подвергали свою жизнь опасности. Полигамные отношения спасали племя от вымирания. В первых ячейках человеческого общества важную роль играло рождение как можно большего количества детей, особенно сыновей, и поэтому мужчины стремились обзавестись огромной семьей. Первый гарем, обнаруженный археологами при раскопках халдейского дворца в Телло, предположительно был построен в начале третьего тысячелетия до Рождества Христова.
Ни для кого не секрет, что в некоторых странах гаремы сохранились до сих пор. Более сорока процентов женщин, проживающих в Буркина-Фасо, Мали, Нигерии, Сенегале и Того, состоят в полигамном браке. В Гане, Камеруне, Кении, Либерии, Малави, Нигерии, Судане, Танзании и Уганде таких женщин от двадцати до сорока процентов. Также полигамные браки распространены в Алжире, Бурунди, Египте, Замбии, Зимбабве, Иордании, Ираке, Иране, Йемене, Мавритании, Марокко, Намибии, Пакистане, Руанде, Сирии и на Мадагаскаре. Надо сказать, что в гаремах богатых султанов, шейхов и прочих сильных мира сего далеко не всегда живут местные красавицы. Среди их наложниц есть и европейки – и не только танцовщицы стриптиза и проститутки, но и фотомодели, победительницы конкурсов красоты и даже актрисы. Кто-то из них оказывается в гареме по собственному желанию. Кого-то удерживают там насильно.
Некоторые наложницы заключают контракты на определенный срок и возвращаются домой, заметно увеличив свое состояние. Неудивительно, что дамы легкого поведения прельщаются легкими деньгами и стремятся попасть в гаремы. Но это не так-то просто. Людей, занимающихся отбором наложниц, в арабском мире называют машатэ – сватья. Естественно, их бизнес вне закона, поэтому постороннему связаться с машатэ практически невозможно. Обычно девушек они находят в ночных клубах. Всем желающим попасть в гарем приходится пройти ряд испытаний, весьма специфических и непростых. Для начала потенциальные наложницы сдают кровь на СПИД и проходят полный медицинский осмотр. Затем девушкам делают эпиляцию. Волос на женском теле быть не должно, удаляют даже малозаметные волосики с рук и спины. Средство для эпиляции должно быть натуральным, чтобы от тела пахло молоком и медом. На кожу наносят специальную смесь из сахара и белков, сверху прикладывают полотняную салфетку, через минуту ее отрывают. Процедура очень болезненна. А секрет испытания в том, как женщина прореагирует на эпиляцию. Считается, что если будущая одалиска кричит мало и тихо – то и в постели она холодна и бесстрастна. Следующее испытание – на сексуальность. В качестве экзаменаторов выступают обычно двое родственников машатэ. Перед близостью они принимают отвар особых трав, который действует подобно успокаивающим наркотикам. Многие хозяева гаремов действительно употребляют такие травы вместо вина. Девушки должны несмотря ни на что суметь соблазнить их. Ко всему прочему машатэ постоянно следит за поведением будущих наложниц, провоцируя ссоры. Женщина в гареме должна уметь гасить конфликты, быть нескандальной, молчаливой. Те, кто в итоге попадает в гарем, получают вознаграждение от щедрого хозяина, который подписывает с избранницами контракт. Самый большой в мире действующий гарем – у пирата Бен Белы, грабящего суда в Южно-Китайском море вблизи Малайзии. Там содержатся около девятисот пленниц. Далее следует султан Брунея, один из самых богатых людей в мире – в его гареме семьсот наложниц. С некоторыми из них он ни разу не вступал в половую связь – они должны были лишь танцевать и петь для него. Одной из таких наложниц стала Шеннон Маккетик, обладательница титула «Мисс США – 1992». Она провела в гареме султана три месяца. После завершения контракта и возвращения на родину Шеннон предъявила султану иск за использование ее в качестве проститутки. Впоследствии, правда, выяснилось, что за время, проведенное ею в гареме, ни султан, ни его младшие братья или сыновья к американке не притронулись. К тому же по окончании контракта мисс Маккетик получила сто тысяч долларов и бриллиантовое колье в подарок. В гареме Саддама Хусейна содержалось около пятисот девушек самых разных возрастов и национальностей. В 1993 году в Колумбии был застрелен наркобарон Пабло Эскобар. Его гарем представлял собой целый городок с павильонами, прогулочными парками и искусственными прудами, где плавали лебеди. Там жили около четырехсот наложниц. Судьба женщин гарема после смерти хозяина незавидна – привыкших к роскоши, их часто продают в публичные дома, и многие даже кончают жизнь самоубийством. В 2000 году умер семидесятилетний президент Сирии Хафез Аль-Асад. Около сорока молодых наложниц по требованию нового лидера страны были вынуждены покинуть Сирию в течение двадцати четырех часов, не взяв с собой ничего из личных вещей и драгоценностей. Немецкая газета «Бильд» писала, что среди женщин были немки, шведки и француженки – и ни одной арабской девушки. А тридцати четырем наложницам нигерийского диктатора генерала Сани Абача, умершего от инфаркта от передозировки "Виагрой", разрешили уехать из страны при условии, что каждая заплатит по 15 тысяч долларов. Любая из них вполне могла это сделать, поскольку генерал был щедр с ними. Все женщины улетели в Лондон и открыли там клуб «Сердце джунглей» (Heart of the Jungle). Кто постарше, работает там поваром, а более молодые танцуют стриптиз. У последнего абсолютного монарха Африки, короля Свазиленда Мсвати Третьего, тоже есть собственный гарем. Кто из жен будет называться «великой женой», решает королевская семья. Ее сын становится наследником престола. У короля около десяти жен, но по традиции те, кто еще не родил королю ребенка, называются официальными невестами, а не королевами. Первых двух жен короля Свазиленда выбирают для него консулы. Эти жены играют особую роль в ритуалах, а их сыновья не могут претендовать на престол. Король может жениться на своих невестах только в случае их беременности, доказывающей, что они способны подарить ему наследников. Раз в год десятки тысяч полуобнаженных женщин танцуют перед королем в надежде стать одной из его жен – чтобы попасть в гарем и заключить выгодный контракт. Однако, несмотря на все прелести полигамной жизни и на многовековые традиции романтическая любовь порой побеждает. Король Марокко Мохаммед VI взошел на престол после смерти своего отца Хасана II и сразу же распустил его гарем из 132 наложниц и двух жен, выделив каждой из них приличную сумму на содержание.
Прежде обитательницам королевского гарема не разрешалось выходить в свет, их фотографии не должны были появляться в прессе, и даже свадебные церемонии были исключительно внутренним делом монаршего двора. Но когда новый король познакомился с двадцатичетырехлетней программисткой Салмой Беннани, фотографии будущей королевы Марокко появились в прессе, и постепенно она стала известна по всей стране. И если еще годом раньше Мохаммед говорил в интервью, что никакой королевы в Марокко не будет, то теперь, похоже, он изменил свое мнение. А, пока похоже, гаремы еще рядом...

Для них гарем - пространство абсолютной сексуальной свободы, полной власти мужчины над женщиной, смуглые мужчины в экзотических нарядах и роскошные дамы без них. Но так ли все было на самом деле или приходилось изрядно домысливать под впечатлением от экзотики? Давайте сравним с реальным фото?

Восток пронизывает нашу жизнь, мы знаем о нем почти все, но вот для европейца конца XVIII — начала XIX века Ближний восток был почти неизвестным, но очень манящим местом. К этому времени для некогда могущественной Османской империи наступил период заката. За последующие две сотни лет империя растеряла почти все ранее захваченные территории, сократившись до современной Турции. А как известно, закату любой империи присуща атмосфера роскоши и гедонизма.

И слухи о пышности султанского двора ползли во все стороны, долетая и до Европы, где в это время набирала обороты индустриализация, уродливая и обезличивающая. Люди искусства задыхались в механистической атмосфере и находили выход в путешествиях в сторону не исследованного мира Востока. Туда потянулись европейские ученые, художники, писатели в поисках вдохновения, новых впечатлений и просто приключений.

Это исследование и родившиеся в его процессе произведения искусства получили впоследствии название «ориентализм». Период ориентализма продолжался до начала XX века, завершившись грандиозным всплеском моды на все восточное.
Каждый, кто хоть немного интересовался Востоком, видел картины художников-ориенталистов. Жан-Леон Жером, Жан Огюст Доминик Энгр и их современники во многом определили общемировое представление о том, как выглядит Восток. Их картины полны яркого света, смуглых мужчин в экзотических нарядах и роскошных женщин без экзотических нарядов. Писатели не отставали, мнение европейцев о восточных нравах и обычаях основано на произведениях Монтескье, Гауфа, Флобера и Уайльда.

Ориенталисты, как правило, были людьми, воспитанными в строгом европейском христианстве. Столкнувшись с новыми для себя обычаями, они их воспринимали и излагали по-своему, иногда даже специально искажая или домысливая. Когда они возвращались из путешествий, их рассказы формировали мифы и влекли на восток новых «исследователей». Можно предположить, что их рассказы о жизни в Османской империи и стали источником бытующего на западе представления о гареме, как о месте, где содержались бесчисленные, непременно прекрасные, наложницы султана, и где главный мужчина Османской империи предавался бесконечным увеселениям.

В реальности, конечно, никто из западных путешественников не имел шанса наблюдать тех сцен, которые они впоследствии так ярко живописали пером и кистью. Зато наверняка они находили дорогу в злачные места Каира и Стамбула, общались с танцовщицами, не менее для них экзотичными, но зато легкодоступными.

А еще они ходили в баню. Турецкая баня — хаммам — сохранилась и до наших дней практически без изменений, за одним немаловажным исключением. Во времена ориенталистов клиентам в турецких банях прислуживали симпатичные мальчики. Они не только намыливали и массировали посетителей, но и открыто предлагали интимные услуги. Европейца этот обычай не мог не повергать в шок.

Кроме того, посещая с визитами дома знати, а то и дворец султана, европейские путешественники не могли не заметить, что значительная часть помещений закрыта для посторонних, а в особенности — для мужчин. «Если такие прекрасные непотребства творятся в городе и в бане, насколько же больше разврата должно быть скрыто в императорском гареме» — размышляли они. Фантастические сюжеты полнили им головы и выливались на холсты, а в роли моделей выступали те же самые уличные танцовщицы. И не всегда модели были коренной национальности. Они могли быть ирландками, румынками, а Делакруа, например, позировали алжирские еврейки

Только в конце XIX века, с окончательным ослаблением султаната и ростом либеральных и просветительских настроений в Турции информация о внутреннем устройстве гарема стала доступной широкой публике, но прекрасные сказки ориенталистов и по сей день остаются основой представления западного человека о гареме.

А что же все-таки происходило в закрытых покоях султанских дворцов? Слово гарем происходит от старинного семитского корня «х-р-м». В современном арабском языке есть три основные производных от этого корня: харам — «священное место или вещь» (сравним с русским словом «храм»), хараам — «что-то, запрещенное религией, недостойное, табу» и хариим — «неприкосновенность частной жизни». Знакомое всем слово «гарем» произошло от турецкой версии последнего слова.

Османы серьезно подходили к защите своей личной жизни. Например, гарем дворца Топкапы построен таким образом, что практически невозможно заглянуть, ни из Дворцовых помещений, ни тем более снаружи дворца. Аналогичным образом стремились защищать свои гаремы и прочие знатные люди империи. Как писал в XV веке летописец Турсун Бей, «Если бы солнце не имело в персидском языке женского рода, даже оно не было бы допущено в гарем».

Но по сути, гарем турецкого султана был, в первую очередь, лишь закрытой от посторонних, частной резиденцией монарха. Помимо жен и наложниц султана, в закрытых покоях обитали и другие члены правящей семьи: сестры, иногда братья султана, его дочери, сыновья до достижения ими совершеннолетия, а также их многочисленная прислуга. Немаловажна роль гарема и как школы, предоставлявшей своим «слушательницам» самое лучшее образование, какое только могла получить женщина на Востоке.Гарем в той форме, в которой он существовал в Османской империи, вовсе не предписан Кораном, а является развитием древних турецких традиций с учетом ислама. Султанский гарем пополнялся за счет захваченных на войне пленниц или купленных на базаре рабынь. Народы многих подвластных туркам народов могли и добровольно высылать красавиц для гарема в качестве дани. В конце XIX-XX вв. поэтесса Лейла Саз, которая происходила из знатного турецкого рода, рассказала в своих воспоминаниях: «Некоторые черкесские женщины специально растили своих дочерей в роскоши и богатстве для того, чтобы подготовить их к будущей жизни в гареме падишаха».

Обычно возраст молодых рабынь составлял 12-14 лет. Их отбирали не только по красоте и здоровью, но и по уму: «дурочек» не брали, ведь султану был нужна не просто женщина, но и собеседница. Поступившие в гарем проходили двухгодичное обучение под руководством кальф (от турецкого kalfa — «начальник») — старых опытных рабынь, помнящих ещё дедов царствующих султанов. Девушкам преподавали Коран (все попавшие в гарем принимали ислам), танцы, игру на музыкальных инструментах, изящную словесность (многие одалиски писали хорошие стихи), каллиграфию, искусство беседы и рукоделие. Особо стоит сказать о придворном этикете: каждая рабыня должна была знать, как наливать своему господину розовую воду, как подносить ему туфли, подавать кофе или сладости, набивать трубку или надевать халат».
Так что в одном западные путешественники были правы — в султанском дворце действительно были собраны лучшие женщины империи. Правда, лишь немногие из обитательниц гарема хотя бы раз видели султана. Большинство были просто рабынями-одалисками (от турецкого «одалык» — «горничная») и находились на самой нижней ступеньке гаремной иерархии, в услужении у других обитательниц. Только если девушка выделялась особенной красотой или другими талантами, у нее был шанс подняться выше. Прочие выполняли различные хозяйственные роли, а через несколько лет пребывания в гареме тем из них, кто не получал никакого поста, разрешалось покинуть гарем и выйти замуж.

«Выпускницы» султанского гарема высоко ценились в империи за образованность и всестороннюю подготовку, а получить от султана в подарок одалиску с приданым, особенно ещё не побывавшую в царской постели, было невероятно высокой честью. Тех девушек, которые не отличались ни высокой успеваемостью, ни хозяйственными талантами, могли выдать замуж и до истечения отведенного срока. Расположенная в том же дворце школа для мальчиков готовила сыновей благородных родов к исполнению различных государственных должностей, и выпускники нередко получали перед отбытием в дальний уголок империи такую одалиску-недоучку в качестве первой жены.

Если девушку считали достойной нахождения в присутствии султана, для нее открывались новые перспективы. Следующим шагом вверх было привлечь внимание султана и получить приглашение разделить с ним ложе. С этого момента наложница султана именовалась «икбаль» («осчастливленная») и немедленно получала персональную комнату и прислугу как знак нового статуса. В период расцвета Османской империи количество потенциальных наложниц в гареме исчислялось сотнями, а по некоторым источникам и превосходило тысячу, так что султан мог позволить себе видеться с большинством наложниц только по одному разу, и этот раз был единственным шансом для дальнейшего «карьерного роста» — рождения ребенка царского рода.

Если у наложницы рождался сын, то она вступала в ряды элиты гарема и именовалась «хасеки кадын» или даже «хасеки султана». Фактически хасеки кадын являлись полноправными женами султана, хотя этот факт редко регистрировался официально. Выше них в женской иерархии гарема, да и империи в целом был только один человек: мать монарха, валиде султан. Валиде султан была, фактически, правительницей гарема и заведовала всей его жизнью, но этим ее власть не ограничивалась, ведь империей правил ее родной сын. Не имея формальной власти, валиде султан могла негласно быть в курсе важнейших дел в стране и оказывать значительное влияние как через прямое нашептывание на ухо султану, так и в обход монарха, подкупая, убеждая, запугивая или даже устраняя государственных мужей и глав церкви. Фигура валиде султан, королевы-матери, внушала страх и уважение далеко за пределами гарема и дворца.

Но, согласитесь, образ женщины, стоящей у руля империи, резко расходится с тем образом томной полуобнаженной красавицы, который популяризировали ориенталисты. Гарем, вопреки репутации, был вовсе не домом плотских утех, а кадетским корпусом и важной частью государственного устройства. Жительницы гаремов не проводили дни в неге, а делали ощутимую карьеру в своей области. Пусть они никогда напрямую не мерялись силами с мужчинами, но их власть и влияние были ничуть не меньше.

Но женщины составляли не все население гарема. В покоях султана были должности, на которые женщины не подходили. От них, например, никто не ожидал бы выполнения сторожевых обязанностей или тяжелой физической работы. Вместе с тем, очевидно, султан должен был оставаться единственным мужчиной, вхожим в гарем. Для разрешения этого противоречия во дворце параллельно с армией рабынь-наложниц существовала армия рабов-евнухов.

Как и рабынь для гарема, евнухов покупали на рынках у купцов, причем уже в «готовом» виде, так как ислам запрещал кастрировать рабов. Выше всех ценились чернокожие евнухи. Они, как правило, были лишены всякой способности к размножению еще в детстве, и поэтому допускались до службы во внутренних помещениях гарема. Самым старшим из них был Кызлар Ага («заведующий девами»), в чью ответственность входила охрана женского населения гарема и присмотр за всеми служанками и наложницами. Белые евнухи, попадавшие во дворец, не всегда были полностью лишены пола, а некоторые даже могли становиться отцами, поэтому им доверялась только охрана гарема, отсюда и название должности старшего из них — Капы Ага («заведующий дверью»).

Считалось, что евнухи, не являясь ни свободными людьми, ни мужчинами, лишены мирских привязанностей и потому верны только своему хозяину. Тем не менее, евнухи часто преследовали свои интересы и были замешаны в самых грязных дворцовых и государственных интригах.

Но всего этого не знали и не могли знать ориенталисты, вернее их назвать экзотисты. В их гаремных картинах часто царствует покой, не предполагающий никаких страстей. Жены и одалиски (пленницы или рабыни), евнухи, чернокожие слуги совершенно безмятежны; они обычно возлежат или купаются в бассейне; это всего лишь мир фантазий мельчающего европейского человека мужского пола, для которого гарем является пространство абсолютной сексуальной свободы, полной власти мужчины над женщиной.



Просмотров