Как избавиться от застенчивости? Знаешь, что мне в тебе нравится? Примерный комплекс упражнений на преодоление сопротивления.

Психастения характеризуется тревожной мнительностью, малоподвижностью, сосредоточенностью внимания на своей личности, на переживаниях. Патофизиологической основой этих особенностей больных психастенией является патологическое преобладание второй сигнальной системы, наличие в ней очагов застойного возбуждения, инертность корковых процессов. Часто наблюдающиеся при этом навязчивые состояния (навязчивые мысли, действия, влечения) являются отражением чрезмерной инертности очагов возбуждения, а навязчивые страхи (фобии) - инертного торможения.

Задачами занятий лечебной физической культурой являются «расшатывание» патологической инертности корковых процессов и подавление очагов патологической инертности по механизму отрицательной индукции.

Решить эти задачи позволяют упражнения, эмоциональные по характеру, быстрые по темпу, совершаемые автоматически. Музыка, сопровождающая занятия, должна быть жизнерадостной, исполняемой в темпе, переходящем от умеренного к более быстрому, вплоть до аллегро. Занятия очень хорошо начинать с маршей и маршевых песен. В комплекс физических упражнений необходимо широко вводить игровые упражнения, игры, эстафеты, элементы соревнований.

В дальнейшем для преодоления чувства собственной неполноценности и пониженной самооценки, застенчивости рекомендуется включать в занятия упражнения на преодоление препятствий, на равновесие, силовые упражнения.

При формировании группы для занятий в нее целесообразно включать несколько выздоравливающих больных, эмоциональных, с хорошей пластикой движений. Это важно потому, что больные психастенией отличаются непластичной моторикой, неуклюжестью движений, неловкостью. Они, как правило, не умеют танцевать, поэтому избегают и не любят танцы. При навязчивых состояниях большое значение имеет соответствующая психотерапевтическая подготовка больного, разъяснение важности выполнения упражнений для преодоления чувства необоснованного страха.

Для повышения эмоционального тонуса применяются упражнения в сопротивлении, выполняемые парами, массовые игровые упражнения, упражнения с медицинболом; для преодоления чувства нерешительности, неуверенности в себе - упражнения на снарядах, в равновесии, прыжки, преодоление препятствий.

Во время занятий методист должен всеми средствами способствовать повышению контактности больных с собой и друг с другом.

Задача - возбудить автоматические реакции и поднять эмоциональный тонус больных - достигается ускорением темпа движений: от свойственного этим больным медленного темпа 60 движений в минуту до 120, затем от 70 до 130 и в последующих занятиях от 80 до 140.

В заключительной части занятия проводятся упражнения, способствующие некоторому снижению эмоционального тонуса. Необходимо, чтобы больной покидал зал лечебной гимнастики в хорошем настроении.

Примерный комплекс упражнений при психастении

1. Построение по кругу лицом внутрь. Подсчет частоты пульса.

2. Движение по кругу поочередно в одну и другую сторону, взявшись за руки, с ускорением.

3. Движение по кругу на носках поочередно в одну и другую сторону, с ускорением.

4. И. п. - основная стойка. Расслабиться, принять положение «вольно».

5. И. п. - основная стойка. Попеременно поднимать руки вверх (начиная с правой) с ускорением от 60 до 120 раз в минуту.

6. И. п. - ноги на ширине плеч, руки в замок. 1-2 - поднять руки над головой - вдох, 3-4 - опустить руки через стороны - выдох. 4-5 раз.

7. И. п. - руки вперед. Сжимать и разжимать пальцы с ускорением от 60 до 120 раз в минуту. 20-30 с.

8. И. п.-ноги на ширине плеч, руки в замок, 1 - поднять руки над головой - вдох, 2 - резко опустить руки между ногами с криком «ха». 4-5 раз.

9. И. п. - ноги вместе, руки на пояс. 1-2 - присесть - выдох, 3-4 - встать - вдох. 2-3 раза.
10. И. п. - стоя на носках. 1 - опуститься на пятки - выдох, 2 - подняться на носки - вдох. 5-6 раз.
11. Упражнение на сопротивление в парах:
а) стоя лицом друг к другу, взяться за руки, согнув их в локтевых суставах. Поочередно каждый оказывает сопротивление одной рукой, а другую разгибает в локтевом суставе. 3-4 раза;
б) стоя лицом друг к другу, взявшись за руки. Упираясь коленями в колени товарища, присесть, выпрямляя руки, затем подняться. 3-4 раза.
12. Упражнения с медицинболом:
а) стоя в круге друг за другом. Передача мяча назад за голову. 2-3 раза;
б) перебрасывание мяча друг другу двумя руками на расстоянии 3 м.
13. И. п. - стоя перед мячом. Прыжок через мяч, повернуться кругом. 4-5 раз.
14. Упражнения на снарядах:
а) равновесие - пройти по скамейке, бревну, доске и т. п. 2-3 раза;
б) прыжки с гимнастической скамейки, с коня и т. п. 2-3 раза;
в) подняться по шведской стенке, взяться руками за верхнюю рейку, в висе отвести ноги от стенки вправо и влево, 2-3 раза. Опуститься вниз, держась руками и опираясь на ноги.
15. И. п. - основная стойка. 1-2 - подняться на носки - вдох, 3-4 - опуститься на полную ступню - выдох. 3-4 раза
16. И. п. - основная стойка. Попеременно расслабить руки, туловище, ноги.
17. И. п. - основная стойка. Подсчет пульса.

С чувством неловкости в определенных ситуациях или перед некоторыми людьми сталкивался почти каждый. Внутреннее состояние не из приятных: хочется скрыться с глаз, стать незаметным, может участиться сердцебиение и даже заболеть живот. В «спокойном» состоянии стеснение проявляется постоянным желанием остаться незаметным, в тени, не привлекать излишнего внимания. Подверженный такой психологической особенности человек упускает возможности карьерного роста, романтических отношений с интересными людьми и многое другое. Если знать, как перестать стесняться - начнешь жить намного лучше.

Откуда берется стеснение?

Когда некто говорит о себе: «Я стеснительный человек», подразумевается в девяти случаях из десяти ситуативное проявление. Немалую роль здесь могут сыграть культурные нормы и представления. Считается «нормальным» стесняться того, кто выше тебя по иерархии - дети могут смущаться высказывать свое мнение в присутствии взрослых, подчиненные не скажут лишнего слова при начальнике. Ситуативное стеснение признается вариантом нормы, бороться с ним нужно скорее «сверху» - например, управляющий компании может устраивать тимбилдинги и показывать свою демократичность.

Гораздо хуже, когда стеснительность действительно превращается в личностную особенность человека. Такие люди робеют не только в присутствии министра или кинозвезды, а могут «бояться» звонков партнерам по работе, обратиться к тому же начальнику по сугубо деловому вопросу. Перестать стесняться в подобных случаях надо, чтобы нормализировать и наладить жизнь. Для начала - разобраться в причинах, которые могут быть следующими:

  1. Низкая самооценка. Человек себя считает недостойным, глупым, неуклюжим - и стремится из-за этого казаться незаметным, боится вызвать всеобщий смех или недовольство.
  2. Избегание неудачи . Психологи различают два основных мотива любой деятельности: достижение награды и «побеги» от бед. Тот и другой подходы бывают разумны в разных ситуациях, однако у индивидуумов с личностной стеснительностью избегание неудачи зачастую становится базовым мотивом деятельности.
  3. Физические недостатки - реальные или выдуманные. Человек считает себя уродливым, плохо одетым, непривлекательным. Как правило такая стеснительность удерживает от попыток познакомиться с лицами противоположного пола.
  4. Высокая внутренняя тревожность и подозрительность. «Как бы чего не вышло», - опасаются люди с подобным психотипом. Самооценка может быть нормальной или даже завышенной, а вот в окружающих видятся враги, как минимум - недоброжелатели.

В ряде случаев стеснительность порождает замкнутый круг. Например, человек не решается выступать перед публикой, потому что у него иногда возникает заикание, он глотает слова. Он знает о своем реальном недостатке, визуализирует, что происходит, если начнет заикаться. Волнение достигает апогея, в результате человек либо вообще отказывается от выступления, либо попадает из-за своего страха в ту самую «предсказанную» ситуацию. К счастью, можно научить прекратить стесняться людей, если поработать над собой.

7 упражнений против стеснительности

Работая с клиентами, жалующимися на свою стеснительность, психологи, в первую очередь, стараются понять корень проблемы. Однако необязательно копаться в детстве и вспоминать, когда же впервые обругала мама или пристыдила учительница перед друзьями. Психологические травмы есть у почти каждого, просто одни люди умеют преодолевать их, а другие - нет. Упражнения помогут научить не стесняться в разных ситуациях.

1. Выпишите свои сильные стороны

Метод помогает бороться не только против низкой самооценки. Скорее - это способ ощутить себя в мире, понять, на что ты реально способен. Объективность поможет преодолеть чувство «надо мной все смеются». Вы хорошо разбираетесь в каком-то вопросе? У вас есть подтверждения - сертификаты, дипломы, отзывы клиентов? Тогда верьте материальным фактам, а не личным домыслам.

2. Проработайте ситуации заранее

К выступлениям готовятся даже политики, которых определенно нельзя назвать стеснительными людьми, так почему бы вам не попробовать аналогичный подход? Выступайте перед зеркалом, проговаривайте вслух, следите за мимикой и жестами. Репетировать можно не только речь на конференции, но все, что угодно: от ситуации знакомства до звонка клиенту.

3. Ставьте себе задачи

«Шоковая терапия» против стеснительности показала высокую эффективность. Боитесь заговорить с незнакомым человеком? Поставьте себе цель познакомиться минимум с двумя ежедневно. Не бойтесь «назойливости» - разговор в очереди супермаркета или общественном транспорте ни к чему не обязывает. Даже если разговор не получится - лишний раз напомнит вам, что вы не обязаны всем нравиться. И это совершенно нормально.

4. Запишитесь в секцию борьбы или танца

Стеснительные люди часто испытывают трудности с доверием людям. Попробуйте преодолеть отстраненность с помощью тактильных контактов, которые неизбежны в спаррингах либо совместных танцах. Заодно новое хобби подарит вам много новых знакомых, с которыми можно будет подружиться.

5. Оперируйте словом «нет»

Стеснительность порождает безотказность. «Мне неудобно отказать», - часто говорят стеснительные люди, взваливая на себя обязанности более нахальных коллег, родственников и знакомых. Потренируйтесь отвечать четкое «нет», когда это совершенно не ваша обязанность и вы точно знаете, что не хотите и не получите ничего хорошего. С другой стороны - принимайте приглашения на вечеринки, корпоративы, совместные мероприятия. Не закрывайтесь в четырех стенах.

6. Освойте дыхательную гимнастику

Упражнения из йоги на дыхания помогают регулировать уровень «стрессового» гормона кортизола в крови. Эти методики позволят избежать ситуативной тревожности, то есть - не стесняться в конкретных случаях, когда надо выйти к людям или обратиться к конкретному человеку. Перед потенциально травмирующей ситуацией просто повторите несколько дыхательных упражнений, чтобы утихомирить вегетативные функции организма.

7. Притворитесь общительным человеком

Для этого желательно погрузиться в компанию совершенно незнакомых людей, которые ничего не знают о ваших проблемах с общением. Путешествие или просто новая компания - отличный повод «изобразить» совершенно не склонного «прятаться в себе» человека.

Застенчивость и стеснительность зачастую подаются в общественном сознании как скромность, то есть - положительное качество. Разница проста: если «скромность» оборачивается ущербом, если кто-то идет «по вашей голове» в карьере или опережает в романтических отношениях, избавьтесь от нее. Стеснительность можно преодолеть, если сознательно пытаться это сделать и работать над ежедневным поведением.

Больные психастенией мнительны, малоподвижны, сосредоточены на своей личности, заторможены, угнетены.

Возможности терапевтического действия физических упражнений при психастении очень разнообразны и эффективны.

Основной механизм воздействия физических упражнений заключается в «расшатывании» патологической инертности корковых процессов, в подавлении очагов патологической инертности по механизму отрицательной индукции.

Осуществлению этих задач соответствуют физические упражнения, насыщенные эмоционально, быстрые по темпу, совершаемые автоматически.

Музыка, сопровождающая занятия, должна быть жизнерадостной, от медленных и умеренных темпов, как и движения, должна переходить к более быстрым вплоть до «аллегро».

Занятия очень хорошо начинать с маршей и маршеобразных песен (марш Дунаевского из кинофильма «Цирк»). В комплекс физических упражнений чаще все го и больше всего необходимо вводить игровые упражнения, короткие эстафеты, элементы соревнований.

В дальнейшем для преодоления чувства собственной малоценности и пониженной самооценки, застенчивости, так характерных для лиц психастенического склада, рекомендуется вводить упражнения на преодоление препятствий, на равновесие, силовые упражнения.

При формировании группы для занятий целесообразно включать в группу несколько выздоравливающих больных с хорошей эмоциональностью, с хорошей пластикой движений. Это важно потому, что, как показал опыт, больные этой группы отличаются непластичной моторикой, неуклюжестью движений и неловкостью. Они, как правило, не умеют танцевать, избегают и не любят танцы.

При наличии навязчивых явлений, страхов большое значение имеет соответствующая психотерапевтическая подготовка больного, разъяснение важности для преодоления чувства необоснованного страха выполнения упражнений.

Таким образом, особенностью лечебной физической культуры этой группы является сочетание ее с психотерапией и музыкой. Эти три фактора, комплексно дополняют друг друга, дают хороший эффект.

Схема построения занятий для больных психастенией.

1. Вводная часть. Введение в урок. Возбуждение автоматических в эмоциональных реакций.

2. Основная часть. Рассредоточение внимания на многочисленные объекты и ускорение автоматических реакций. Повышение эмоционального тонуса до максимума.

З. Заключительная часть. Неполное снижение эмоционального тонуса. Продолжительность урока 30 минут.

Методика.

Число лечащихся 12--15 человек. Команда подается живо. Излишняя требовательность и строгость к ошибкам и большой точности выполнения упражнений вредны.

Исправлять ошибки следует посредством показа хорошего выполнения упражнений кем-либо из больных. Не рекомендуется делать замечания тем больным, у которых это упражнение не получается.

Тоном команды, тембром голоса, живым реагированием на положительные эмоции больных, активным участием в их эмоциональном подъеме методист должен содействовать повышению контактности лечащихся с собой и друг с другом. Задача возбудить автоматические реакции в эмоциональный тонус достигается ускорением темпа движений: от свойственного этим больным медленного темпа 60 движений в минуту до 120, затем от 70 до130 движений и в последующих занятиях от 80 до 140 движений в минуту. Для повышения эмоционального тонуса применяются упражнения в сопротивлении парами, массовые игровые упражнения, упражнения с медицинболом.

Для преодоления чувства нерешительности, застенчивости, неуверенности в себе -- упражнения на снарядах, на равновесие, прыжки, преодоление препятствий.

В заключительной части урока проводятся упражнения, способствующие неполному снижению эмоционального тонуса. Необходимо, чтобы больной покидал зал лечебной гимнастики в хорошем настроении.

У больных без значительной астенизации длительность урока сразу может составлять 30--45 минут. Из них на вводную часть приходится 5--7 минут, на основную -- 20-30 минут, на заключительную -- 5--10 минут.

Во вводной части урок начинается с ходьбы в кругу (1 минута), а затем следуют вольные упражнения руками (по 8 раз), туловищем (по 8 раз), ногами (по 8 раз) и сиди и лежа (по 8 раз).

Основная часть строится достаточно разнообразно, в каждом уроке набор упражнений меняется. В основной части нужно широко использовать упражнения с волейбольным мячом (15 раз), гимнастическими палками (8--12 раз), скакалками (16 раз). Особое внимание следует уделить упражнениям, при выполнении которых требуется достаточная твердость, уверенность в себе, точная координация движения, сохранение равновесия, частая смена возбуждения и торможения. Сюда относят упражнения с бросанием баскетбольного мяча в корзину (по 10 раз), ходьба по рейке гимнастической скамейки вначале с открытыми, а затем и с закрытыми глазами (4--5 раз). В последующем по возможности нужно повышать высоту рейки или перейти на ходьбу по гимнастическому бревну. Ходьбу по рейке или бревну следует постепенно усложнять выполнением различных упражнений во время прохождения: удар по висящему мячу, различные вольные движения, повороты, преодоление препятствий. Из игровых упражнений благоприятно действуют соревнования по прыжкам в высоту, лапта, волейбол (как с сеткой, так и без нее), а в зимнее время -- катание на лыжах с гор с постепенно усложняющимися условиями спуска, катание на коньках, на санках с гор.

В заключительной части урока неполное снижение эмоционального тонуса достигается кратковременностью ее (1 минуты), выполнением небольшого числа динамических дыхательных упражнений на расслабление. Заканчивать ее следует опросом самочувствия.

При сочетании с астенизацией схема построения курса лечения и уроков несколько изменяется. В этом случае длительность урока вначале не превышает 5-7 минут и лишь постепенно доводится до 20-30 минут. Урок строится по тем же принципам.

Занятия с больными психастенией целесообразно проводить игровым методом, включать в занятия игры, элементы спортивных упражнений и соревнований, экскурсии. В процессе занятий необходимо отвлечь внимание больного от навязчивых мыслей, заинтересовать его упражнениями.

Некоторые особенности применения физических упражнений в занятиях с больными психастенией связаны с наличием у них навязчивых страхов (фобий). При наличии фобий, навязчивых идей необходима психотерапевтическая подготовка больного, приобретающая особую важность для преодоления чувства необоснованного страха перед выполнением упражнений.

Так, при фобии высоты, кроме перечисленных выше особенностей урока, нужно постепенно заставлять выполнять такие упражнения, которые вселяют уверенность в больного, снимают страх высоты. К ним относится ходьба по бревну с постепенным увеличением высоты, на которой эти упражнения выполняются, прыжки с какого-либо возвышения с постепенным увеличением его высоты.

При кардиофобическом синдроме, прежде всего, нужно очень подробно ознакомиться не только с психическим, но и физическим состоянием больного. Занятиям лечебной физической культурой должны предшествовать подробные соматические исследования, консультация с опытным терапевтом. Следует также внимательно изучить особенности, в которых появляется кардиофобический приступ, в частности связь этих приступов с какой-нибудь ситуацией (физической нагрузкой, высотой, волнением, усталостью в т.д.) В соответствии с этими данными и строится схема занятий лечебной гимнастикой. Конечно, речь идет о лицах, у которых нарушение коронарного кровообращения (или какая-либо другая сердечнососудистая патология, сопровождающаяся или не сопровождающаяся сердечными болями) совершено отсутствуют, но у больного имеется интенсивный страх сердечного приступа, страх умереть от инфаркта миокарда. Особенно показаны для лечения лечебной физической культурой лица, у которых <приступы> сердечных болей связаны с волнением. Первое время больные вообще не участвуют в упражнениях, а только присутствуют на занятиях других больных. Лишь затем можно постепенно втягивать их в занятия лечебной гимнастикой. Первые занятия очень кратковременны и ограничиваются лишь небыстрой ходьбой по кругу (без вольных упражнений) и некоторыми вольными упражнениями ногами (по 4--8 раз) и туловищем (по 4--8 раз). Затем длительность урока можно увеличить за счет упражнений с гимнастическими палками, ходьбы по гимнастической скамейке и ее рейке с постепенным добавлением дополнительных упражнений во время ходьбы. При успешном выполнении этих упражнений, начиная с 3-й недели, можно ввести в вводную и основную части урока вольные движения руками, бросание волейбольного мяча (по 10--15 раз), а в конце курса (4--5 недель) упражнения со скакалками, игровые упражнения с волейбольным мячом, подпрыгивание, прыжки в высоту в длину, ходьбу на лыжах по равнине.

Тактика методиста физической культуры и лечащего врача при появлении сердечных болей у больного во время выполнения упражнения достаточно сложна. С одной стороны, нужно прислушиваться к таким жалобам, но если есть уверенность в том, что эти боли не поддерживаются какой-то соматической основой, нужно смело рекомендовать больному не обращать внимания на болевые ощущения, сосредоточить свое внимание на правильном выполнении рекомендуемых упражнений, тем более что сами упражнения исключают возможность ухудшения со стороны сердечнососудистого аппарата.

Своеобразная методика назначается при страхе физического напряжения. Чаще всего этот навязчивый страх появляется у лиц с послеоперационной раной, когда врачи дают совет первое время не поднимать тяжестей, вообще не выполнять сколько-нибудь тяжелой физической работы. В дальнейшем, несмотря па хорошее течение послеоперационного периода, страх перед поднятием тяжестей, физическим напряжением фиксируется и тогда следует провести курс специальных упражнений.

Первое время больные выполняют только вольные упражнения руками (продолжительность урока 5--7 минут) и ходьбу. Спустя неделю, в основную часть урока вводятся упражнения с палками (4-8 раз), вольные движения туловищем, ногами, сидя и лежа (по 8--12 раз). Еще через неделю можно добавить упражнения на гимнастической скамейке, перебрасывание волейбольного мяча, прогулки на лыжах (без крутых подъемов и спусков, не более 30 минут).

Еще позже в основную часть урока вводят упражнения со скакалками, подпрыгивания, игру в волейбол, наконец, перебрасывание медицинбола нарастающей тяжести.

Из сказанного выше совершенно определенно вытекает необходимость тщательного ознакомления с особенностями больного, структурой его переживаний. Это правило, ценное вообще для всех видов больных, здесь становится особенно нужным. Поэтому методист по лечебной физической культуре должен подробно ознакомиться с историей болезни, выяснить все нюансы навязчивых страхов, «ритуалов» больного, в беседе с лечащим врачом совместно наметить схему применения лечебной физической культуры, а также постоянно держать связь с лечащим врачом и вместе оценивать изменения, происходящие в структуре заболевания, намечать дальнейшие программы занятий с учетом происшедших сдвигов.

Важным результатом применения лечебной гимнастики к больным психастеническими синдромами является возможность использования моторика для работы больного над собой; отсюда переход от лечебной гимнастики в группе в условиях стационара к использованию ее в домашних условиях; при этом есть несомненный положительный эффект от участия этих больных в игре в волейбольных командах, в соревнованиях по велосипедной езде, а там, где позволяет состояние здоровья, в футбольных тренировках и состязаниях.

Большое положительное значение имеют для этих лиц танцы, особенно коллективные.

Привет, с вами, как всегда, Павел Ямб!

Поговорим мы сегодня про еще одну черту характера, которая мешает нам достигать успеха – застенчивость. Она присуща некоторым людям, в разных ситуациях ее ощущают и те, кто вообще не страдают излишней скромностью. Попытаемся разобраться, чем она может мешать в достижении желаемого успеха и как избавиться от застенчивости.

Не примазывайтесь к чужой славе!

Застенчивым называют человека, который тушуется в шумных компаниях, перед другими людьми, не может настоять на своем. Однако все ли из этого относится к такой черте характера, как застенчивость?

Шумные компании не любит и интроверт, однако далеко не всякий интроверт застенчив.

Иногда этим понятием прикрывают элементарное неумение себя вести в той или иной среде. Оно и понятно: мало-мальски наблюдательный дикарь, попавший на бал высшего света, обратит внимание, что в этой компании как-то не принято шумно обгладывать косточки и вытирать жирные руки об одежду соседа. Понимающий дикарь станет тих и задумчив, чтобы не нарушить ненароком какое-то правило. Будет ли это означать, что он застенчив?

Нервозность в деловых отношениях может порождаться мыслью, что не готов, некомпетентен, не знает чего-то – это тоже часто путают со скромностью и застенчивостью.

Воспитанный человек не станет доказывать свою правоту на повышенных тонах – если со стороны кажется, что он уступает, то иногда это совсем не так.

А аккуратное самовыражение в новой обстановке – это скорее норма, нежели отклонение, и свойственна она даже не самым большим скромняшкам.

Поэтому давайте разберемся, какие черты присущи действительно застенчивым людям.

Итак, застенчивый человек:

  • чувствует себя некомфортно в любой большой компании, знакомой или незнакомой;
  • испытывает неуверенность рядом с любым не очень близким человеком;
  • не любит выступать публично даже если вынужден делать это неоднократно в одной и той же обстановке;
  • избегает излишнего привлечения внимания к своей персоне даже среди друзей;
  • теряет мысль, не может возражать даже хорошему знакомому;
  • старается одеваться так, чтобы не выделяться и не привлекать излишнего внимания;
  • свободнее всего чувствует себя наедине, в компании ребенка или животного.

Если круг близких, с которыми человек ведет себя естественно, начинается от 0 и останавливается в районе 2-х, тогда уже точно можно говорить про застенчивость.

Почему нужно работать над собой

Если застенчивость мешает жить, достигать поставленных целей и успеха, значит, пора с этим что-то делать.

Вы можете быть замечательным специалистом и иметь оригинальные идеи, однако если не решитесь донести их до остальных людей и добиться понимания, эти идеи останутся фантазиями.

Говорят, что застенчивые чаще страдают от третирования – это не всегда так. Часто застенчивых людей любят опекать. Но можно точно сказать, что их мнение не будет иметь веса, к ним не будут прислушиваться. Поэтому, если вы считаете, что ваши идеи достойны внимания и реализации, то наверняка задаетесь вопросом: как избавиться от застенчивости?

Не нужно думать, что ваш случай самый тяжелый и единственный в своем роде. Застенчивость преодолевали и преодолевает огромное количество людей, даже тех, которые сыграли огромную роль в истории.

Первоначально Линкольн был очень неловок, и казалось, что ему очень трудно приспособиться к обстановке. Некоторое время он боролся с явной робостью и волнением, и это усиливало его неловкость. Когда он начинал говорить, его голос звучал резко, пронзительно, неприятно. Его манера держаться, его осанка, странные позы, неуверенные движения - все, казалось, было против него, но лишь на короткое время. Через несколько минут к нему возвращались самообладание, искренность, теплота, сосредоточенность, и начиналось его подлинная речь.

Адвокат Герндон

Часто стеснительный человек, попадая в непривычную и некомфортную для себя роль, ведет себя нелепо. Ладно, если это в неформальной компании, а вот если в более серьезных деловых переговорах и отношениях? Пытаясь сымитировать уверенность, такой стесняшка может вести себя излишне жестко, вызывающе, раздражаться – но не на коллег или собеседников, а просто потому, что чувствует себя в такой роли неуверенно.

Потому если уж жизнь ставит перед вами задачи измениться, то давайте делать это вовремя.

Хотите быть успешными и естественными? Хотите, чтобы вас слушали и воспринимали ваши идеи? Давайте обсудим вместе, как навсегда избавиться от застенчивости.

Психологические основания проблемы

Чаще всего застенчивость закладывается с самого детства. Неумение реагировать на встречу с новым человеком, возможный испуг, неудача – стишки на стульчике читали многие, а кто-то с них и падал. А может быть родители своей оценкой ваших успехов помогли укрепиться неуверенности?

Очень часто родительские завышенные ожидания закрепляют в подсознании недостижимый идеал, которому якобы ребенок должен соответствовать. С возрастом эта реакция укрепляется и превращается в болезненную реакцию на окружающий мир. Возможно, разговор с психологом поможет выявить корни проблемы – осознав «пусковой механизм» часто удается избавиться от стеснительности и застенчивости.

Не нужно ждать от окружающих подвоха и додумывать что-то. Для каждого человека больше всего важен только он сам. Человек играет свою роль, беспрерывно глядя на себя как критик и зритель, считывая с окружающих, насколько ему удается игра. Поэтому если кто-то не отнесся с полным вниманием к вашей шутке, рассеянно кивнул и умчался, то это возможно не потому, что с вами что-то не так. Просто в голове у человека свой план действий, в который не входила ваша шутка, вот и все.

Застенчивый человек так зациклен на собственных ощущениях, недостатках, вслушивании в свой внутренний дискомфорт, что забывает: он среди таких же людей, которые, возможно, меньше проявляют стеснительность, однако наверняка кто-то ее испытывает. Поэтому наблюдение за окружающими может помочь отключиться от собственных – и часто надуманных – недостатков.

Вот тот парень смешно шмыгает носом – не потому ли, что так выражается его стеснительность? А эта девушка постоянно кидает взгляд на себя в зеркало – явно не от большой уверенности в себе.

Кроме того, можно смотреть на тех, кто держится непринужденно – что им помогает чувствовать себя естественно? Почему бы не взять у них несколько заочных уроков раскрепощенного поведения?

Но я бы не советовал спешить повторять за кем-то, так как вы – не он. Примерьте на себя такое поведение: вам будет комфортно вести себя так расковано и даже нагловато? Или же такая манера вызывает у вас неприятие?

Не нужно пытаться стать кем-то другим, лучше всего быть собой-настоящим. Тем, кто напевает песенки в душе и возможно талантливо пародирует какого-нибудь известного актера.

Очень часто молодые и стеснительные люди стремятся подражать раскованным или даже развязным. А стоило бы помнить: далеко не все девушки любят хамоватое поведение. Есть и такие, которые оценят скромность и вежливость.

Далеко не каждый парень кинется за красоткой, навязчиво демонстрирующей свою неотразимость. Иногда девушка, спокойно сидящая у стенки, заинтересует гораздо больше.

Важно то, что вы сделаете потом. Растеряетесь ли, не зная, куда девать руки и ноги? Решите, что молодой человек ошибся и принял вас не за ту?

Поэтому, важно не забывать: в конечном итоге играет роль не показное поведение, а умение быть естественным и приятным в общении. Иногда наши, казалось бы, недостатки при должной обработке могут стать достоинствами.

Устраняем препятствия

А теперь советы, которые помогут избавиться от причин, усиливающих неуверенность и застенчивость.

  1. Детальная подготовка к готовящемуся публичному событию может значительно помочь снять неуверенность. Знаю таких людей, на которых только от одной мысли о необходимости публичного выступления нападал столбняк. Из-за этого они не готовились мероприятию, попадали туда неподготовленными. Как думаете, это помогало им чувствовать себя лучше?
  2. Если вам предстоит встречаться с другими людьми, то проследите, чтобы ваш внешний вид соответствовал уровню мероприятия. Аккуратная одежда, прическа хоть и не решают все, но по крайней мере не придется постоянно думать о том, как вы выглядите и можно было бы и получше одеться.
  3. Если мероприятие предполагает выступление, то его нужно: а) написать; б) отрепетировать перед зеркалом или даже перед близкими людьми. А современное техническое оснащение позволяет задействовать презентацию, которая существенно облегчит выступление, так как заберет часть внимания от вашей персоны.
  4. Если встреча неформальная, то попытайтесь найти в себе энтузиазм первопроходца и исследователя. Заговорите с людьми – все равно это вас ни к чему не обязывает. Понаблюдайте за собой в момент разговора, подумайте, что удалось, что не удалось, где можно было по-другому себя повести. Почаще улыбайтесь и старайтесь не отделяться внутренне от происходящего. И не пытайтесь снять напряжение алкоголем – опьянение может привести к неконтролируемому эффекту, а вам потом будет стыдно. Помните, как это произошло в старом добром кино?

  1. Познакомьтесь с правилами этикета. Да-да, так все просто, что даже смешно. Однако неумение вести себя может быть серьезным источником неуверенности. К сожалению, сейчас в школах уже не уделяют времени правилам поведения в обществе. Многие вообще уверены, что все эти церемонии не нужны. Хотя во многом правила приличия и были предназначены, чтобы в обстановку могли вписаться люди любого темперамента. Никогда не задумывались, что чудодейственные приемчики пикапа во многом учат тому же, а именно: как быть вежливым и приятным в общении?
  2. Вживайтесь в роль уверенного в себе человека. Пока этот образ еще не стал вашим, придется постараться хотя бы играть другого себя. Составьте примерный план, которому будете следовать – это поможет тогда, когда застенчивость захлестнет и все идеи покинут ваш ум. План лишает импровизации, но может дать небольшую передышку на адаптацию к обстановке.
  3. Не нужно ждать немедленных результатов. Мы годами сживались с застенчивым поведением, многие наши привычки подстроены под него. Поэтому, чтобы выйти из этого образа понадобится время. Все зависит от желания, настойчивости и практики. Если вы будете работать над собой раз в год, то придется потратить годы. Так что практикуйтесь почаще, не нужно делать ставку на одну-единственную попытку, лучше превратить это в регулярную практику.
  4. Коллекционируйте в памяти успешные эпизоды, когда вы чувствовали себя комфортно в компании чужих людей, когда говорили свободно и убедительно, и вас послушали. Это бесценный запас, который пригодится вам в будущем и станет источником вдохновения. Да и вообще учитесь беспристрастно анализировать свое поведение – не оправдывая и не ругая себя, как бы наблюдая за собой со стороны.

Это не единственные советы по избавлению от застенчивости и скованности, которые могут быть вам полезны. Вы можете найти множество разнообразных методов. Главное в них – практика. Только с помощью применения в жизни этих советов, вы сможете увидеть, насколько успешно изменяете себя.

Так что дерзайте: практикуйтесь, накапливайте положительный опыт – и скоро вы будете смеяться над мыслью, что когда-то были столь стеснительны.



Просмотров