Проект на тему дети войны. У войны не детское лицо

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Староиванцовский детский сад»

Палласовского муниципального района. Волгоградской области.

Региональный фестиваль проектов «Мой край родной – Заволжье»

Тема проекта

«Дети войны. 70- летию Победы в Великой Отечественной войне».

Сармекова Малика Тимурбулатовна

Воспитатель МКДОУ

«Староиванцовский детский сад»

1. Цели и задачи проекта ………………………………….. 3

2. Гипотеза ………………………………………………….. 4

3.Совместная поисковая деятельность педагогов, родителей и детей как фактор патриотического воспитания……………… 5

4. Составление плана работы по проблеме………… 6

5. Реализация плана …………………………………. 7

6. Заключение………………………………………… 11

7. Список литературы……………………………….. 12

8. Приложение………………………………………...

Проект «Дети войны. 70- летию Победы в Великой Отечественной войне »

Место проведения:

МКДОУ «Староиванцовский детский сад»

Материал, инструменты, оборудование: фотографии, рисунки, художественная литература, музыкальные файлы, альбом.

Тип проекта:

по ведущему методу – информационно - исследовательский;

по характеру содержания проекта – ребенок, общество и его культурные ценности;

по характеру участия ребенка в проекте – участник проекта от зарождения идеи до получения результата;

по характеру контактов – открытый, в контакте с семьей;

по количеству участников проекта - 2 группы;

по продолжительности реализации проекта – долгосрочный.

Цель проекта:
- Восполнить недостатки страницы военной истории о детях войны.

Организовать и провести музыкально – литературную композицию «Во имя жизни на земле».

Задачи проекта:

1. Спланировать работу в каждой группе по организации исследовательской работы детей и родителей.

2. Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов о войне, составление рассказов о детях войны. Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей услышанных дома историй близких, показывая их фотографии;

3. Организовать деятельность детей, родителей, направленную на создание

альбома с фотографиями о жизни детей в Великой Отечественной войне.

Гипотеза:

Проведя воспитательно-образовательную работу по формированию у детей образа героя, защитника своего государства, мы прививаем любовь к Отечеству, воспитываем чувство гордости за историю страны и родного края и желание быть защитником земли.

Если использовать комплексный подход по ознакомлению дошкольников с военным временем, как жили дети в те тяжёлые годы войны, то это будет способствовать расширению их представлений о значимости празднования Дня Победы. Выступая в качестве юных исследователей, открывая новое из истории своей семьи, дети будут делать важные шаги в формировании своего «я».

Рождение проблемы:

Обычно речь идет о военных и тружениках тыла, взрослых людях. Тема же детей войны мало исследована.

С самого раннего детства мы воспитываем у детей любовь к Родине, к родному краю, родным местам, окружающим людям. Большую роль в патриотическом воспитании мы отводим информационной и исследовательской работе. Для этого в детском саду было проведено анкетирование родителей, в котором участвовало 15 человек. (Приложение №1). 90% опрошенных родителей считают необходимым проведение работы по патриотическому воспитанию. 65% родителей не проводят данную работу в семье и не уделяют этому должного внимания. Однако все они понимают важность и необходимость данной работы в детском саду. Ведь о детях войны мы знаем очень мало.

Мы считаем, что работа по патриотическому воспитанию формирует у детей начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Истории о детях войны послужит примером для развития и воспитания современного ребенка.

Коллектив детского сада совместно с родительским комитетом разработали план, в котором наметили ряд мероприятий, посвященных к 70 - летию Победы.

Мероприятия, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне.

1.Создание в группах уголков "Патриотическое воспитание"
2.Познавательные занятия: «Техника военных лет» (аппликация), « Игрушки военных лет» (конструирование).
3. Экскурсия к памятнику солдатам, погибшим в Великой Отечественной войне и возложение цветов

4. Беседа с воспитанниками «Дети войны»

5. Посещение историко-краеведческого музея в СДК

6. . Изготовление альбома «Дети войны»
7.Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны.
8. Слушание музыкальных произведений на военную тематику

9.Чтение художественных произведений: С. Я Маршак «Мальчик из села Поповки»; Е Воробьева «Близко к сердцу»; А. Усачев «Битва на подушках»;
10 .Конкурс рисунков «Война глазами детей»

11. Музыкально-литературная композиция « Во имя жизни на земле»

В первую очередь мы задались целью собрать информацию о детях войны, о их жизни. На родительском собрании мы д овели до родителей идею о составлении рассказов о детях войны. Обсуждали проектную деятельность «Дети войны», выясняли, живут ли в нашем селе люди, чьё детство прошло в военное время. Выяснилось, что таких четыре человека и их правнуки- воспитанники нашего детского сада. Сейчас им 70-80лет. Вот их имена:

Шиленко Анатолий Филиппович

Чайкалак Куркем

Исенгалиев Тюлеп

Кумаров Куан

Педагоги разработали план беседы в виде интервью, где родители с воспитанниками задавали вопросы своим прадедушкам и прабабушке о военном детстве. Поручили семьям Мокеевых, Чайкалак, Исенгалиевых подготовить рассказы - воспоминания о жизни этих людей во время войны. Эта идея понравилась родителям и они с энтузиазмом взялись за работу. Родители приносили фотографии и информацию о родствинниках и об их детстве в военное время, которую педагоги записывали и помогали родителям составлять рассказы о детях войны. Затем эти воспоминания прочитали детям в группах (см приложение №2).

Создание в группах патриотических уголков (см. презентацию).
Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Работа по патриотическому воспитанию начинается с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

В нашем детском саду оформлен уголок гражданско-патриотического воспитания, где дети могут в условиях ежедневной самостоятельной деятельности пополнять знания о родном крае, селе, стране.

В оформлении нашего уголка присутствует государственная символика России (флаг, герб, портрет главы государ ства.)

Представленный в уголке «Моя Родина – Россия». Материалы, представленные в разделе, способствуют расширению представлений детей о территории России, о значении государственных символов России: гербе, флаге, гимне, воспитывается уважительное отношение к данным геральдическим символам. Помимо фотоматериалов представлена дидактическая игра «Собери флаг». Рассматривая альбомы, дети знакомятся со столицей нашей Родины Москвой и с городом- героем Волгоградом.

Защитники Отечества. Большое воспитательное значение имеет знакомство с «Защитниками Отечества»: героями Великой Отечественной войны, их подвигами, героическими поступками. Воспитываем гордость за них, желание быть похожими на них. Кроме дидактических игр с картинками, в уголке присутствует картотека спортивных игр, эстафет.

Следует отметить, что представленные материалы не экспонируются в уголке одновременно, а сменяются в течение года в соответствии с календарём социокультурных событий и изучаемой тематикой. Ко Дню Победы подобрана литература, иллюстрации военной тематики.

Экскурсия к памятнику солдатам, погибшим в Великую Отечественную войну и возложение цветов (см презентацию).

Со своими ребятишками мы отправились на экскурсию к памятнику воинам. погибшим в Великую Отечественную войну, и поначалу переживала, как все пройдет, воспримут ли они всю информацию, и поймут ли, какова цена победы для нашего народа.

Для поддержки мы пригласили родителей, чтобы во время дороги нам было полегче. Родители, узнав, что мы идем на такое мероприятие, все пришли с цветами и возложили их к памятнику. Заранее мной был придуман сценарий. Все внимательно рассматривали надписи, а потом дети рассказали стихи.

Что такое день Победы?

Это праздник за столом.

Это песни и беседы,

Это дедушкин альбом.

Почтили память погибшим минутой молчания. Кто знает, может, эта экскурсия запомнится этим детям на всю их жизнь.

Затем в группах воспитатели провели познавательные занятия «Техника военных лет», «Игрушки детей войны» и конкурс рисунков на тему «Война глазами детей» (см.презентацию).

Экскурсия в краеведческий музей в СДК (см.презентацию).

В преддверии праздника мы посетили краеведческий музей нашего села, который расположен в библиотеке. Дети узнали много нового и интересного об истории села Старая Иванцовка, предметах быта и старины. Дошколята впервые увидели, какими предметами пользовались наши прабабушки и прадедушки. Как выглядят старинные рушники, утюги, чугунки и ухваты, самовары и лапти, кувшины и крынки, керосиновая лампа, прялка, чесалка. Когда шла война, наши прабабушки и прадедушки были детьми, но умели пользоваться этими предметами быта. Им приходилось помогать взрослым приносить воду и готовить пищу в чугунках в печке, на улице разжигать самовары. Ещё дети с родителями чесали коз чесалками, а их мамы пряли пух, шерсть и вязали варежки и носки для наших солдат. В то военное время дети много работали, а вечерами при керосиновых лампах писали письма на фронт своим близким.

Оставалось ли время для игр?
Да. Игрушки делали из всего, что попадалось под руку. Брали поленце, рисовали на нём лицо и заворачивали в разные тряпочки. Мальчишки выпиливали автоматы и пистолеты из досок, а мячи мастерили из старых тряпок, скручивая их тугим комком, связав верёвкой. Мастерили из бумаги, фантиков. Любили играть свистульками, которые делали из дерева. Летом из глины лепили разные фигурки, сушили на солнышке. Детской посуды не было, собирали разные черепки битой посуды, играли ими.
Многие игрушки прошли вместе со своими хозяевами через все суровые испытания войны. Итогом нашей экскурсии стала совместное оформление альбома «Дети войны» (см. презентацию) и проведение музыкально – литературной композиции «Во имя жизни на земле». Цель мероприятия: воспитывать у детей чувства любви к Родине, гордости за нее; формировать представление о героизме. Расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войне. (Приложение № 3)

Заключение

Воспитатели изучили научно - методическую литературу и провели работу по патриотическому воспитанию, в ходе которой был разработан проект «Дети войны». Он предусматривал объединение усилий семьи и детского сада в воспитании детей. В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что воспитание патриотизма начинается с детства. У детей сформировались начальные представления о Великой Отечественной войне, о детях войны, о празднике Победы. В рамках проекта использовались разнообразные формы работы с родителями и детьми. И не надо думать, что дети еще маленькие, или они не поймут, мы на собственном примере убедились в обратном. Никто кроме нас не сделает их патриотами своего народа, не научит любить свою родину так, как те дети, которые испытали тяготы военных лет.

Литература

1. Е.С. Евдокимова «Воспитание маленького Волжанина». Программа для педагогов и родителей по воспитанию детей от 3 до 7 лет. М.: Планета.2012

2. Е.Ю.Александрова «Система патриотического воспитания в ДОУ» Волгоград: Учитель, 2007 год.

3. Евдокимова Е;Проектная модель гражданского воспитания дошкольников.// Дошкольное воспитание, 2005г, №2, С.6-13.

4. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников// Дошкольное воспитание, 2005г №10, с. 10-19

5. О.В Дыбина «Люби и знай свой отчий край». Т., 2001г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Давыдовская средняя школа МО «Николаевский район» Ульяновской области

Великая Отечественная война

Исследовательская работа по теме: «Дети войны »

Руководитель: Паксеваткина Любовь Николаевна, учитель истории и обществознания

с. Давыдовка, 2016 год

Введение

Основной раздел:

воспоминания детей войны;

архивные материалы;

интервью одноклассников;

Заключение

Список использованной литературы

Приложение.

Дети войны и веет холодом

Дети войны и пахнет голодом,

Дети войны и дыбом волосы:

На чёлках детских седые полосы.

Введение.

1. Актуальность исследования. С каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к грозным событиям 1941 года. Понять и оценить настоящее, можно только сравнив его с прошлым. Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих об их судьбах и жизненной дороге. (слайд)

Это нужно нам, живым сейчас, благодаря их труду, самопожертвованию и огромному человеколюбию. Поэтому моя работа «Дети войны» актуальна. Война отбирает у мальчиков и девочек детство - настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире!

2. Гипотеза. Чем отличаются жизненные позиции детей сороковых, шестидесятых и сегодняшней молодежи. Не все школьники знают об истории жизни старшего поколения, их страшном и жестоком детстве, не все понимают, что значит жизнь без детской игры, звонкого смеха.

3. Цель исследования: 1. Доказать на примере жизни односельчан, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего детства, поэтому нашему поколению нужно научиться

милосердию, состраданию и глубокому уважению к старшему поколению, еще раз доказать, что страшнее слова война нет ничего на свете.

2. Восстановить связь между поколениями, возрождение интереса молодежи к истории своей семьи, страны, укрепление духовно-эмоциональной связи поколений.

4. Объект исследования:

события Великой Отечественной войны на территории села Давыдовка

Николаевского района.

5. Предмет исследования:

условия жизни детей моего села и вклад в дело борьбы с фашизмом.

6. Задачи работы:

1.Изучить архивные материалы, художественную литературу периода Великой Отечественной войны;

2. Провести опрос ветеранов по сущности проблемы;

3.Рассказать о жизни детей;

Я постараюсь показать на примере реальных человеческих судеб, что семейные ценности, здоровый образ жизни, активная жизненная позиция, основанная на любви, патриотическом отношении к Родине, способствует гармоничному развитию человека, формирует ответственное отношение к труду, обществу, семье.

В ходе выполнения исследовательской работы была использована следующая методика: а) составлен план работы, б) проведены беседы с ветеранами, в) опрос одноклассников, односельчан; г) сделаны соответствующие выводы.

2. Основной раздел:

О Великой Отечественной войне написано много: это и воспоминания фронтовиков, литературные произведения, и статистические данные. Созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Но ничто не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда и голос срывается и слезы на глазах.

О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы. (слайды)

А вот их неполные имена:

Арютова (Еремеева) Вера Степановна - 05.01.1942 г.р.

Барбин Алексей Ефимофич - 01.01.1941 г.р

Барбина (Гусарова) Пелагея Михайловна- 01.12.1941 г.р

Базлин Василий Павлович - 11.04.1940 г.р.

Базлина (Девяткина) Валентина Владимировна - 19.11.1941 г.р

Болонов Борис Иванович- 1935 г.р.

Болонов Василий Васильевич - 18.07.1942 г.р.

Болонов Василий Иванович - 12.01.1933 г.р.

Болонов Иван Тимофеевич - 05.07.1940 г.р.

Болонов Петр Федорович - 1938 г.р

Болонов Михаил Тимофеевич - 28.11.1945 г.р.

Болонова (Тюртюкова) Анна Степановна - 15.09.1936 г.р.

Болонова (Слугина) Анна Дмитриевна - 16.05.1940 г.р.

Болонова (Чичкина) Елизавета Павловна - 1938 г.р.

Болонова (Рыскина) Серафима Ивановна - 25.06.1939 г.р.

Видьманова (Сараева) Мария Алексеевна - 08.05.1937 г.р.

Гусева (Старкина) Ольга Ивановна- 08.07.1936 г.р.

Гусарова (Ермошкина) Татьяна Ивановна- 04.03.1937 г.р.

Девяткин Григорий Федорович - 20.02.1937 г.р.

Девяткина (Лапшина) Галина Ивановна- 01.07.1939 г.р.

Девяткина (Киндяшова) Валентина Акимовна - 14.07.1944 г.р.

Дудаев Виктор Семенович- 08.03.1939 г.р.

Дудаева (Сараева) Анна Гавриловна - 05.02.1939 г.р.

Земцов Иван Яковлевич - 01.02.1944 г.р.

Земцов Николай Тимофеевич - 04.12.1939 г.р.

Игаев Николай Матвеевич - 19.04.1945 г.р.

Игаева (Попова) Вера Серафимовна - 15.12.1943 г.р.

Игаева (Гобузова) Ольга Ивановна - 09.04.1932 г.р.

Кибиткина (Левашова) Мария Тимофеевна - 05.10.1938 г.р.

Кошкина (Сырысева) Нина Семеновна - 08.01.1941 г.р

Кошкин Николай Николаевич- 1939 г.р.

Куркин Иван Григорьевич - 1938 г.р.

Куркина (Крылова) Раиса Матвеевна- 12.01.1940 г.р.

Лемаев Алексей Тимофеевич - 12.08.1938 г.р.

Лемаева (Ногаева) Валентина Ивановна -22.08.1942 г.р.

Лемаева Мария Ивановна - 08.12.1938 г.р.

Лемаева (Сырысева) Нина Семеновна - 13.01.1936 г.р.

Лешина (Кошкина) Елизавета Петровна - 12.11.1938 г.р.

Матвеев Геннадий Григорьевич - 13.07.1943 г.р.

Мочалкина (Тултаева) Клавдия Ивановна- 05.06.1936 г.р

Мочалкин Иван Васильевич- 1934 г.р

Маренников Вячеслав Иванович - 01.11.1939 г.р

Маренникова (Сюндюкова) Нина Максимовна - 28.09.1939 г.р

Османова (Савкина) Раиса Федоровна - 27.07.1941 г.р.

Пивцаев Николай Петрович - 06.04. 1940 г.р.

Пивцаева Валентина Дмитриевна- 1942 г.р

Прохорова (Чичкина) Нина Павловна - 01.05.1944 г.р.

Сараева (Сырысева) Антонина Ивановна -07.05.1934 г.р.

Сюндюков Николай Иванович - 1932 г.р.

Сюндюков Иван Максимович - 28.02.1934 г.р.

Сюдюкова (Девяткина) Елена Владимировна - 13.06.1940 г.р.

Сырысева (Наумова) Пелагея Семеновна - 10.01.1932 г.р

Солодовникова (Болонова) Нина Ивановна - 25.12.1932 г.р

Сметанкина (Горбунова) Евгения Михайловна - 22.09.1932 г.р

Сырысева (Келасьева) Елизавета Кузьминична -14.03.1935 г.р.

Сырысева Мария Николаевна- 14.11.1936 г.р.

Сырысев Василий Иванович -30.07.1945 г.р.

Сюлаев Сергей Михайлович - 09.02.1941 г.р

Сюлаева (Чичкина) Мария Павловна -02.09. 1940 г.р

Сюлаева (Солодовникова) Раиса Семеновна - 06.10.1940 г.р.

Пивцаев Иван Григорьевич -14.04. 1940 г.р

Пивцаева (Шиндина) Елизавета Дмитриевна - 20.09.1941 г.р.

Перкова Лидия Николаевна - 02.05.1942 г.р.

Тарабаева (Сидорова) Анна Васильевна - 24.01.1942 г.р.

Тарабаев Александр Иванович - 20.01.1939 г.р.

Тарабаева (Тиханкина) Валентина Николаевна- 11.08.1942 г.р.

Тараканова (Базлина) Валентина Сергеевна - 29.08.1938 г.р.

Тултаев Иван Иванович - 13.10.1938 г.р.

Тултаева (Видьманова) Нина Михайловна -06.01.1941 г.р.

Тултаева (Рогожкина) Антонина Федоровна -03.05.1933 г.р.

Тиханкина (Латышева) Мария Алексеевна - 19.10.1942 г.р.

Тиханкина (Кирдянова) Прасковья Семеновна -07.04.1941 г.р.

Тюртюков Виктор Степанович -19.12.1939 г.р.

Чекмарева (Кибиткина) Анастасия Николаевна - 26.10.1940 г.р.

Чекмарева (Кирдянова) Елизавета Ивановна - 1940 г.р.

Чернова (Кирдянова)Анна Семеновна -30.04.1936 г.р.

Чувашов Юрий Михайлович -04.10.1941г.р.

Чувашова (Горбунова) Елена Евдокимовна - 12.09.1940 г.р.

Уразлин Алексей Сергеевич - 31.12.1938 г.р.

Уразлина (Лапшина) Анна Никифоровна - 05.09.1938 г.р.

Уразлин Виктор Николаевич- 1939 г.р

Чувашова Елена Евдокимовна - 12.09.1940 г.р.

Щеголев Николай Павлович- 04.08.1943 г.р.

Из воспоминаний Болонова Бориса Ивановича (1935 - 2009г): (слайд)

«Родился в семье рабочих в Сталинграде. Мать Аксения Степановна была домохозяйкой, отец Иван Алексеевич работал сталеваром. В 1939 году семья переехала в Давыдовку. Учился в Давыдовской начальной, затем в Барановской школе. Когда началась война, мне было 6 лет. Больно вспоминать, снова переживая те далекие события. Жилось тяжело. Мы, маленькие дети, в основном пасли скот, иногда возили навоз. Было голодно, хлеба не было, собирали в полях мерзлую картошку, варили щи из лебеды, суп из крупы был очень редко. Ходили в старых лохмотьях, обуви практически не было. В военные годы все работали во имя победы над врагом. Не знали мы, что такое летний отдых, каникул практически не было, так как нужно было помогать взрослым по хозяйству. Иногда по несколько дней ничего не ели. Зимой на санках возили дрова из леса, печь топили да лепешки из жмыха пекли. В 1953 г был призван в армию, служил танкистом в Польше. Всю жизнь проработал трактористом в Николаевском комбинате строительных 7. материалов. За высокие достижения в труде и многолетнюю безупречную работу на одном предприятии в организации местной промышленности Президиум Верховного Совета СССР наградил орденом Трудовой Славы 3 степени. (слайд) . Умер в 2009году, похоронен на сельском кладбище.

Воспоминания Сюндюкова Ивана Максимович а вновь уносят меня в те страшные годы страданий и слез: (слайд). « Родился 28.02.1934 г в селе Давыдовка. Окончил Давыдовскую начальную школу. Когда началась война, мне было 7 лет. Работал с родителями в поле, возил из леса дрова, ели хлеб, сваренный из гнилого картофеля. Дома топили соломой. Постоянно думал о еде, хлебе, не было обуви. Не дай Бог никому узнать, что такое голод. В 1953 году был призван в армию. После службы вернулся в родное село. Женился. 43 года работал трактористом в колхозе имени 21 съезда КПСС. Ударник девятой, одиннадцатой пятилетки, победитель социалистического соревнования 1978 года. Неоднократно награждался грамотами Управления сельского хозяйства, ценными подарками. За достигнутые успехи во Всесоюзном социалистическом соревновании и проявленную доблесть в выполнении принятых обязательств по увеличению производства и продажи зерна и других продуктов земледелия в 1973 году, награжден орденом «Знак Почета». В настоящее время на пенсии.

Из воспоминаний Офтаевой Анны Парфёновны : (слайд) «Родилась в селе Давыдовка в крестьянской семье. В 1932г. уехали жить в Москву, там был хлеб, была еда. Когда началась война, и враг стал угрожать столице - Москве, началась эвакуация населения. Мои родители вернулись в товарном вагоне в родное село, в своё старое саманное жилье. Закончила 4 класса в Давыдовской начальной школе, сидела с детьми старшей сестры. В 13 лет начала работать в колхозе: пахала на лошадях и быках, сеяла, убирала урожай, косила траву, сушила сено. Летом вставали в 5 часов утра, а спать ложились за полночь. Работала на лесоразработках, на торфяниках, возила из леса дрова. Зимой вязали носки, варежки, сушили сухари и отсылали всё на фронт. Сами ели хлеб, сваренный из гнилого картофеля. О победе я узнала сидя дома. Была весна, из открытого окна я услышала радостный крик соседей: « Война закончилась - мы победили!» В 1949 году вышла замуж. Вместе с мужем воспитали 9 детей (семь сыновей и две дочери). (слайд) После войны работала кашеваром в колхозной столовой, рабочей по производству кирпича в комбинате строительных материалов, 11 лет работала кочегаром в сельском клубе. В 1979 году ушла на пенсию. Сейчас на заслуженном отдыхе. Радуют меня дети, внуки, правнуки. Их у меня много, разъехались по всей необъятной стране…» (слайд)

К «детям войны» относятся мои дедушка и бабушка: Пивцаев Николай Петрович и Пивцаева Валентина Дмитриевна. Они родились в 1940, 1942 гг. Что могут помнить они, пятилетние?! Здесь, в селе не было бомбёжек, но были голод, холод и разлуки. Война бесцеремонно вторглась в их детство. Уходили отцы и деды на фронт, а мамы и бабушки плакали, работали и поднимали детей. Работали и не просто плакали, а «вопили». Спать укладывая детей, пели военные колыбельные. В поле собирали вместе со старшими колоски, рыли картошку, свёклу; много трудились в огородах и дворах. И все время хотелось есть, хотелось сахара и хлеба, а приходилось жевать хлеб с лебедой и суп с крапивой. Детская память стирает все страшно, но все же вспоминается, как получали письма с фронта и плакали от радости и горя. Без вести пропал в 1942 году мой прадедушка Пивцаев Пётр Кузьмич. (слайд) Дедушка окончил 5 классов. В семье было четверо детей. Отслужил в армии, работал в колхозе, комбинате строительных материалов, неоднократно награждался Почетными грамотами как «Лучший слесарь». Сейчас на заслуженном отдыхе. (слайд)

Архивные материалы.

Из «Истории Николаевского района» я узнала, что с воинами - фронтовиками постоянно были связаны школьники. (слайд) …Колхоз имени Чкалова был одним из лучших в Барановском районе, куда относилось и наше село Давыдовка. Женщины, подростки несли на своих плечах самую тяжёлую ношу, работали от зари до зари, на тракторах, комбайнах, убирали хлеб вручную, доили коров.

Отрывали последний кусок от себя для полуголодных ребятишек. Очень трудно было женщинам и детям в годы войны. …Создавались звенья по сбору колосьев из 11учеников 1-4 классов. Газета «Стахановец» 9 сентября 1943 года писала: «В поле на каждом квадратном метре осталось по 4-5 колосьев. Зерна из 5 колосьев, оставленных на этом метре уборочной площади в стране, вполне достаточно для создания хлебного фонда в 145 миллионов пудов.

Подобрать на полях все до последнего колоска - это был долг ребят. Вслед за комбайнами и простыми машинами на всех участках колхоза, тщательно подгребались колосья конными и ручными граблями, а также подбирались вручную. В 1944 году на колхозных полях работало 2 860 детей, которые пропололи 3 029 га посевов и заготовили 85 тыс. штук веников…

Из архивных источников я узнала, что во время войны на территории района располагались 3 детских дома - Б. Озеро, Ахметлей и Топорнино.

Интервью одноклассников. (слайд)

На мой вопрос « Что вы знаете о войне? Как жили дети во время войны? мои сверстники отвечали по-разному.

Дарья Б. 9 кл : «Если честно, о войне я знаю немного, в основном из рассказов бабушки. Период войны, как она говорила, стал самым тяжёлым периодом всей её жизни. Мне всегда было интересно её слушать, ведь многое то, что она рассказывала, нам не даётся на уроках истории. Например, меня удивило то, что люди не сразу поверили, что началась война. Многие несколько дней даже не подозревали, что их ждёт в ближайшие 4 года. Даже сейчас, представив это, невольно бросает в дрожь».

Кирилл С. 9 кл . : «О войне я знаю в основном из фильмов. Очень люблю смотреть кино на военную тему. Меня захватывает атмосфера военной эпохи.

А лучше всего это можно прочувствовать, посмотрев хороший фильм. «Битва за Москву», «Диверсанты», «Штрафбат»- это мои любимые фильмы. А недавно я посмотрел вторую часть «Мы из будущего». Знаете, советую всем посмотреть. В нём настолько показывается жизнь того времени. Этот фильм не только критикует современную молодёжь, но и призывает любить, то место, где мы живём - нашу Родину».

Дмитрий Т. 11 кл : «Война-это самая большая трагедия, принесшая людям боль. Горе. Слёзы. Она унесла жизнь миллионов людей. Для меня война всегда ассоциируется с тьмой, с чёрным дымом, смертью, руинами, горем, разрушающим огнём. Безумством. Прошло уже 70 лет со времен той страшной роковой войны, но до сих пор в сердцах ветеранов живут воспоминания. Очень мало осталось тех, кто прошёл через это, кто спасал нашу Родину. И их нужно беречь. И это главное»

4. Заключение. В заключении я хочу сказать о том, что память - великая сила, наша история. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живёт в душе моих земляков такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то. (слайд)

По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. (слайд)

Память истории - это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прадеде, который был фронтовиком. Великая Отечественная война не должна быть забыта, чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя…

Все, что вынесло поколение людей военных лет - это подвиг, самопожертвование во имя Победы. Все - от стариков, женщин, подростков до детей военных лет - стяжали себе право называться ветеранами войны.

Старшие ковали Победу на трудовом фронте, дети пожертвовали своим детством, а с ним и материнскими ласками и уютом домашнего очага во имя разгрома фашистской Германии. В своей исследовательской работе я много узнала о детях войны , о том, что пришлось пережить в годы войны нашим прабабушкам и прадедушкам, бабушкам и дедушкам, многие из которых были в то время еще детьми. Людям, чье детство украла война, до сих пор снится то страшное время. Дети войны - самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

В наследство от героев нам досталось неимоверное богатство: мирное небо, радостный детский смех, лучезарные улыбки женщин. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего. А война живет в памяти народа. Это не должно повториться, но и забывать об этом нельзя. (слайд)

Ежегодно в нашей Давыдовской средней школе важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, праздники, День Защитника Отечества, факельное шествие, митинг у обелиска.

В прошлом году выполнен проект «Мемориал» под руководством учителя истории Паксеваткиной Л.Н. 9 мая 2015 г в честь 70 -летия Победы в Великой Отечественной войне открыты мемориальные доски с именами ветеранов войны сел Давыдовка, Губашево, Болдасьево. (слайд) 13.

Мы живем в непростое время. И все-таки в душе каждого из нас теплится идеал будущего общества, к которому всегда стремилось человечество — общества гуманного, в котором основными законами будут человеколюбие, доброта, взаимопонимание. Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим. (слайд)

Прошла война, прошла страда,

Но боль взвывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем…»

А. Твардовский

Использованная литература:

1.Материалы школьного краеведческого музея.

2. Книга Памяти. Николаевский район

3. Интернет - ресурсы

4. Публикация проекта на сайте «ИнфоУрок»

Приложение 1.

Офтаева Анна Парфеновна (награды)

Приложение 2

На этом фото Пивцаев Петр Кузьмич (первый справа), мой прадедушка.

Родился 1911 году в селе Давыдовка, призван в СА 1941 году Барановским РВК. Красноармеец. Пропал без вести в сентябре 1942 года.

Свидетельство о рождении Пивцаева Н.П. 1940 г Фото Пивцаева Н.П.

Почётные грамоты Пивцаева Н.П. «Лучший слесарь»

Трудовая книжка деда Пивцаева Николая Петровича.

Военный билет Пивцаева Н.П.

Пивцаев Н. П. (дедушка) на заслуженном отдыхе

Проект «Дети войны»

Обоснование выбора темы

70 лет, отделяющие нас от победного дня 1945 года, - серьезный срок, равный жизни зрелого человека. За это время родились и возмужали несколько поколений. При таком возрастном раскладе существуют различные формы восприятия военного прошлого. Одно дело, если человек, пусть совсем ребенком, но ощутил войну на собственном опыте. Другое, если знание о ней получено из рассказов ветеранов, книг и фильмов, как это было у нашего поколения. Современные дети и подростки узнают о событиях Великой Отечественной войны в основном из учебников истории, так как юное поколение мало и не очень охотно читает, а также редко (лишь в канун праздника Победы) имеет возможность смотреть настоящее кино на военную тематику по причине господства на телевидении низкопробной продукции. Ветераны войны, живые свидетели и участники тех событий, уходят из жизни. Таким образом, существует угроза утраты исторической памяти о самом важном и трагичном событии нашей Родины и всего мира в 20 веке – Великой Отечественной войне.
Историческая память – это непросто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим от того, что было и до нашего рождения. На наш взгляд, историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности.

Во время Великой Отечественной войны тысячи мальчишек и девчонок взяли в руки оружие. Кто эти дети, почему они пошли на фронт?
Что же помогло им выжить вопреки всему, не сломится, не ожесточиться, стать достойными людьми? « Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - писал А. Твардовский. Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в том поколении стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает сегодняшнему поколению. Неужели лишь через сострадания можно воспитать в себе лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Их можно воспитать на примере старших поколений, на уважении к прошлому своих близких и своего народа. У каждого времени есть свои трудности, свои беды. Оправдывая сегодняшнюю безнравственность и крушение моральных устоев у молодого поколения, многие говорят: « Время такое!». Понять и осознать, что не время творит человека, а он сам является творцом своей эпохи должен был помочь детям наш проект «Дети воины».

С 1 ноября по 14 ноября: подготовка участников, знакомство с основными вопросами и ходом проекта.

Кураторы проекта: Майданова Е.В

Зинченко Е.М.

Участники проекта : воспитанники 8, 9 и 10 классов.

    Презентации:

    Выставка художественной литературы: «Дети Воины» (библиотекарь Медведева Ксения Александровна)

    Стихотворения посвящённые детям воины (Деулин Кирилл, Алексеев Эдуард)

Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.

Задачи:

    Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.

    Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.

    Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.

Методическое сопровождение проекта:

Информационные источники в интернете;

Стихотворения о детях воины;

Презентации

Книги посвященные детям воины

Перед воспитанниками стояла задача:

    Найти фотографии детей в годы Великой Отечественной войне;

    Посетить библиотеку. Ознакомиться с литературой имеющейся по данной теме.

    Собрать материал о детях-узниках концлагерей. Составить презентацию.

    Собрать материал о детях партизанах ВОВ. Составить презентацию.

    Собрать материал о детях блокадного Ленинграда. Составить презентацию.

    Дети пионеры – герои. Составить презентацию.

Ожидаемые результаты

После завершения проекта учащиеся смогут:

    демонстрировать знания об этапах организации проектной деятельности;

    использовать ИКТ технологии для поиска информации и оформления результатов исследования;

    анализировать и сравнивать исторические источники;

    организовать командную работу.

Этот проект подготовлен к празднованию 70-лети со Дня Победы.

Оборудование: плакаты, компьютер, мультимедийный проектор, фотографии военных лет, Презентации подготовленные детьми.

Формы работы: беседа, диспуты, презентации.

Ход отчетного союзного часа

    Дети войны. Последние свидетели.

Рассказывайте детям о войне,

Не бойтесь испугать жестокой правдой,

Рассказывайте детям о войне,

Им это знать и помнить надо

Рассказывайте детям о войне,

Пусть ваша память к ним в сердца стучится

Рассказывайте детям о войне… Н.Верб

Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблении и унижении мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети.

Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек.

Мы сегодня узнаем, как жили:

    Дети в блокадном Ленинграде (Ахметов Данияр, Черепанов Андрей)

    Дети партизаны (Кучин Андрей, Неизвестных Кирилл, Константинов Дима)

    Дети в концлагерях (Травянов Олег, Степкин Павел)

    Дети пионеры – герои (Сарсакеев Олег)

Дети в концлагерях.

Страшный час для детей и матерей в концлагере наступал тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей.

Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. За грудными младенцами ухаживали 5-7 летние девочки. Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших детей. Массовую беспрерывную смертность детей вызывали эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались малолетние узники Саласпилса. Немецкие врачи-убийцы больным детям делали инъекции разных жидкостей, заставляли принимать внутрь разные средства. Детей кормили отравленной кашей, от которой они умирали мучительной смертью. Руководил всеми этими опытами немецкий врач Майзнер.На основании материалов расследования, свидетельских показаний, данных эксгумации, установлено, что за три года существования лагеря Саласпилса немцы загубили не менее 7 000 детей, частью сожженных, а частью захороненных на гарнизонном кладбище.

Рассказывает десятилетняя Наталья Лемешонок узница Саласпилса (в концлагерь Саласпилса попали все пятеро братьев и сестер – Наталья, Шура, Женя, Галя, Боря).

«Мы жили в бараке, на улицу нас не пускали. Маленькая Аня постоянно плакала и просила хлеба, но у меня нечего было ей дать. Через несколько дней нас вместе с другими детьми повели в больницу. Там был немецкий врач, посреди комнаты стоял стол с разными инструментами.

Потом нас построили в ряд и сказали, что сейчас осмотрит врач. Что делал он, не было видно, но потом одна девочка очень громко закричала. Врач стал топать ногой и кричать на нее. Подойдя ближе, было видно, как врач этой девочке вколол иглу, и из руки в маленькую бутылочку текла кровь. Когда подошла моя очередь, врач вырвал у меня Аню и уложил меня на стол. Он держал иглу и вколол ее мне в руку».

В гестапо и тюрьмах также происходило уничтожение детей. Грязные и вонючие камеры тюрем никогда не проветривались, не отапливались даже в самые жестокие морозы. На грязных холодных полах, кишевшими от разных насекомых, несчастные матери были вынуждены смотреть на постепенное угасание своих детей. 100 граммов хлеба и пол-литра воды – вот и весь их скудный рацион на день. Медицинская помощь не оказывалась. При кровавых расправах с заключенными в тюрьмах, где немцы расстреливали до нескольких сотен человек, исключений для детей не делали. Наши войска освободили детей Саласпилса в 1944 году.

А теперь мы посмотрим презентацию о детях концлагерей подготовленную Травянов Олег.

Дети пионеры – герои.

За боевые заслуги десятки тысяч детей - пионеров были награждены орденами и медалями:

    Ордена Ленина были удостоены - Толя Шумилов, Витя Коробков, Володя Казначеев;

    Ордена Красного Знамени - Володя Дубинин, Юлий Кантимиров, Андрей Макарихин, Костя Кравчук;

    Ордена Отечественной войны 1-й степени - Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалев;

    Ордена Красной Звезды - Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Леня Анкинович;

    Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 - медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы».

    Четверо пионеров были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова

Многие юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами. Некоторые из них были занесёны в «Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина» и возведёны в ранг «пионеров-героев».

О пионерах-героях расскажет Сарсакеев Олег.

А теперь мы узнаем о том, как жили дети в блокадном Ленинграде. И расскажет нам об этом Ахметов Данияр.

О детях партизанах мы узнаем из презентации Кучина Андрея.

Пережившие войну дети говорили: «Мы родом с войны. Родом из украденного детства, наполненного горем и ужаса». Забыть страдание даже одного маленького человека - это предать детскую память 4 миллионов погибших детей.

Вечная память всем погибшим.

В истории нашего Отечества в ХХ веке Великая Отечественная война занимает особое место. Она прошла через каждый дом, каждую семью, оставив горечь утрат и испытаний. Она изменила судьбы миллионов людей, целых поколений.

Особое поколение – это дети войны. Еще совсем недавно о них не говорили, а ведь их, в настоящее время проживающих на территории Российской Федерации, около 13 миллионов. Их - родившихся и постоянно проживавших на территории СССР в период с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

2015 г.

Введение ………………………………………………………………………….3

  1. Методика исследования……………………………………………………..5
  2. Результаты исследования
  1. Первый день войны……………………………………………………6
  2. Население в первые месяцы войны…………………………………..6
  3. Рацион питания и одежда…………………………………………….7
  4. Советская школа в годы войны………………………………….…..8
  5. День Победы…………………………………………………………..10

Выводы…………………………………………………………………………..11

Заключение………………………………………………………………………12

Приложение

Введение

«Мы уходим – очевидцы,

Оставляя память – пламя

Не забудьте наши лица

За весельем, за делами…»

В истории нашего Отечества в ХХ веке Великая Отечественная война занимает особое место. Она прошла через каждый дом, каждую семью, оставив горечь утрат и испытаний. Она изменила судьбы миллионов людей, целых поколений.

Особое поколение – это дети войны. Еще совсем недавно о них не говорили, а ведь их, в настоящее время проживающих на территории Российской Федерации, около 13 миллионов. Их - родившихся и постоянно проживавших на территории СССР в период с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года.

Они живые свидетели тех событий. «Это на их неокрепшие детские плечи легла обязанность сеять и пахать, вытачивать гильзы, штамповать патроны, стоя на снарядных ящиках из-за недостатка роста. А потом, уже выросшим, восстанавливать разрушенное войной хозяйство, то самое хозяйство, которое служит стране и сейчас» [Приложение 20]

Пока не поздно, необходимо записать их воспоминания, опубликовать их, оставив для будущих поколений свидетельства современников. Особое внимание следует уделить поисковой работе, сохранению документального и фотографического наследия фронтовиков и тружеников тыла, их писем военной поры, автобиографий, записей воспоминаний, личных архивов. Только их кропотливое прочтение, анализ и осмысление на принципах историзма и объективности дают ключ к постижению прошлого, приближения к истине, потому что мы живем в сложное время, когда на многое в истории нашей страны смотрят по-иному, многие события заново открывают и переоценивают, не редко происходит фальсификация исторических событий.

Исходя из этого и были поставлены цели и задачи данного проекта.

Цель проекта : изучение повседневной жизни и быта детей в годы Великой Отечественной войны.

Гипотеза: образ жизни и поведение детей характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине.

Задачи проекта

  • собрать воспоминания о повседневной жизни и быте детей в годы Великой Отечественной войны;
  • выявить интересные факты из жизни детей, переживших трудные годы войны
  • получить документальный материал;
  • обобщить собранный материал и показать вклад детей в общую Победу через фильм.

Объект исследования : жизнь детей в период Великой Отечественной войны.

1. Методика исследования:

  • изучить материал о Великой Отечественной войне в книгах и в ресурсах Интернета
  • составить вопросы интервью
  • посещение респондентов, запись ответов на вопросы
  • обработка материала
  • создание фильма

Исследование производилось 25,27,29 марта 2010 года на квартире Куклиной Марии Михайловны по адресу п. Советский, ул. Механизаторов, д. 26-в, Рыбаковой Анастасии Ивановны по адресу п.Советский, ул.Калинина, д.26, кв1, Желонкиной Евгении Федоровны по адресу п.Советский, ул.Калинина, д.26,кв.12, Мусановой Валентины Демидовны по адресу п.Советский, ул.Свободы, д.19 , кв.1, Петровой Раисии Арсеньевны по адресу п.Советский, ул.Свободы д.13, кв. 29 в форме интервью по вопросам, представленным в приложении. Зафиксированы анкетные данные, ответы на плановые вопросы, ознакомлены с документами респондента.

2. Результаты исследования.

2.1. Первый день войны.

«Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года».

К.Симонов

О нападении фашистской Германии люди узнали из сообщений по радио или по телефонному звонку в сельский совет. Респонденты отмечают, что в этот день в деревнях стоял плач и даже вой. В первый же день войны тысячи добровольцев направились в военкоматы с заявлением. В своем интервью Желонкина Евгения Федоровна говорила о том, что из её деревни забрали 11 человек и ни один из них не вернулся обратно. (Приложение 5.)

В Марийской АССР этот день совпал с празднованием 20-летия автономии марийского народа. Праздничные мероприятия вылились в митинги трудящихся, где звучали призывы дать отпор фашистскому агрессору, начать мобилизацию всех сил и средств для борьбы с врагом. При всем ужасе и горе у людей была полная уверенность в том, что враг будет разбит и победа будет обеспечена.

2.2. Население в первые месяцы войны.

«Что делал я тогда? Снопы вязал,

А может быть, работал на прополке,

Когда ты тоже полем проползал,

Где каждый метр изранили осколки».

В.Соколов

Мужчины уходили на фронт, чтобы защитить женщин, стариков и детей. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

С первых дней войны дети и подростки с 9-ти лет вынуждены были работать рядом со взрослыми. Рыбакова А.И. участвовала в строительстве дороги Йошкар-Ола – Сернур, в дальнейшем трудилась на смолокуренном Пашкан-заводе. (см. Приложение 9.)

Петрова Р.А., проживавшая в д. Мятлево Калининского района Калининской области рыла окопы, участвовала в строительстве блиндажей. Во время бомбежек жители деревни вынуждены были прятаться в этих окопах. (см. Приложение 16.) Калининский район с 12 октября по 30 декабря 1941 года был временно оккупирован фашистскими захватчиками, а деревня Мятлево несколько раз переходила из рук в руки. (Приложение17.) Пришедшие фашисты забирали у местного населения подушки, одеяла, одежду, и все отправляли в Германию. Отняли домашний скот, продукты питания. Враг шел к Москве, и жителей деревни: женщин и детей, погнали впереди для того, чтобы прикрыться ими, словно живым щитом.

Все опрошенные трудились в колхозе на посадке, прополке, уборке льна и картофеля. Все работы проводились в основном вручную, т.к. техника и лошади были отправлены на нужды фронта. Люди сами впрягались в соху и вспахивали землю.

2.3. Рацион питания и одежда.

«А в голод спасала лишь корочка хлеба,

Очистки картофеля, жмых».

Каждый из респондентов, и это понятно – дети, войну ощутили через голод. Обычно в военное время питались овощами, выращенными на своем огороде. Когда эти запасы заканчивались, женщины и дети шли на колхозное картофельное поле и вырывали из земли картошку, капусту, оставшуюся после осенней уборки урожая. Очистив от кожуры, картошку толкли, смешивали с небольшим количеством муки и воды и делали лепешки. Иногда добавляли лебеду, липовый цвет. Это был хлеб.

Спасали коровы, но многие из них были на подвязках, потому что кормить их было нечем.

Женщины, чтобы спасти детей кормили их мертвечиной: убитыми или падшими от голода лошадьми. (см. Приложение 7,16.)

Мусанова В.Д. говорит о том, что ей вместе с братом и сестрой пришлось ходить по деревням и просить милостыню. Люди, чтобы чем-то заполнить желудок, пили много воды, от чего пухли. (см. Приложение 7.)

Спасали грибы, ягоды, собранные в лесу, но за ними можно было идти только в дождливые дни, т.к. работали без выходных. За нарушение трудовой дисциплины можно было получить срок, при этом возраст не учитывался. (см. Приложение 9.)

Желонкина Е.Ф. рассказала о том, что её сестра изредка из сахарной свеклы делала пряники, которые по сладости, пожалуй, не уступают нынешним. (см. Приложение 5.)

Респонденты отмечают, что для них, детей войны, в то время самым страшным являлся голод.

Результатом постоянного недоедания были эпидемии брюшного и сыпного тифа, нехватка мыла вела к эпидемиям чесотки. (см. Приложение 7.)

Повседневной одеждой являлись лапти и перешитая одежда из старых вещей.

2.4. Советская школа в годы войны.

«Сквозь время – везде и всегда –

Мучительно помним про это…»

К.Ваншенкин

Несмотря на то, что в стране шла война, забота о детях, их воспитании и обучении оставалась одной из главных задач. Учебный год начинался с 1 октября, когда заканчивались сельскохозяйственные работы. Многие учителя отправлялись на фронт, и поэтому окончившим школу подросткам предлагали работать учителями. (см. Приложение 9.) Были учителя и из числа эвакуированных. При всех тяготах военных лет дети стремились к знаниям, заботились и помогали друг другу. В школах было холодно, дрова заготавливались учениками и учителями. Случалось, что дети в школе падали в голодный обморок.

Шел строгий учет посещаемости детей, старались сразу же выяснить причину пропусков занятий. Рыбакова А.И. рассказала о том, один из мальчиков не ходил в школу, потому что у него не было лаптей. Дети в школе собрали деньги, а она добавила из своей зарплаты, и лапти ученику были куплены. Также она отмечает, что женщины ни при каких обстоятельствах не расставались с детьми, хотя им предлагали на некоторое время поместить их в детский дом. (см. Приложение 9.)

В отсутствии бумаги писали между строк старых книг и газет. В качестве чернил использовали сажу и свеклу. Помещение освещали лучинами, иногда керосиновыми лампами.

Школы вели широкую общественно-полезную работу: это и просветительная работа среди населения, и труд школьников для оборонных нужд и в сельском хозяйстве, и сбор теплых вещей для бойцов Красной Армии. Вместе с родителями участвовали в сборе средств на строительство танков, самолетов (см. Приложение 19.) «Работу считали помощью фронту, вкладом в Победу. В обязанности сельских школьников, начиная с самых младших возрастов, входили прополка посевов, сеноуборка, теребление льна и гороха, жатва, вывоз навоза, боронование, посадка и сбор картошки, сбор золы, лекарственных трав, колосьев, уход за лошадьми, пастушество и многое другое. В отчете обкома ВЛКСМ в декабре 1943 года отмечалось, что летом на полевых работах трудились 41355 учащихся, 148 школьных отрядов, в среднем на одного ученика было выработано более 30 трудодней. В городских школах действовали тимуровские команды, отряды и звенья по шефству над госпиталями, эвакуированными детьми, школьники помогали колхозам, подсобным хозяйствам, предприятиям» (Приложение 22)

Кроме школьных предметов, девочки изучали комбайны и медицинское дело, мальчики – трактора. Таким образом шла оборонная и агротехническая подготовка школьников-старшеклассников.

2.5. День Победы.

«Нам, детям войны, много горя досталось.

Победа наградой была».

Наступил долгожданный день Победы. Не было счастья большего, чем окончание войны. Куклина М.М. рассказывала, что она с друзьями пробежала 14 км для того, чтобы принести радостную весть в свою деревню. (см. Приложение 3.) А Рыбакова А.И. узнала о Победе во время урока, вместе с детьми она проплакала минут 15, вспоминая всех тех, кто уже никогда не вернется домой. (см. Приложение 9.)

Все плакали. Но это были слезы радости, радости от того, что эта страшная война закончилась, что страна сумела одержать Победу. Это была общая победа: и тех, кто воевал с оружием в руках, и тех, кто трудился в тылу.

Предстояла мирная жизнь…

Выводы

Сегодня Великая Отечественная война - это часть нашей истории. Через исследовательскую работу мы поняли, что в годы войны каждый ребёнок совершил свой подвиг. В то тяжёлое для страны время они не озлобились, не ожесточились, а напротив, рано повзрослели, стали активными, надёжными помощниками и защитниками женщин и стариков в тылу, во время войны. После войны внесли лепту в восстановление и нового строительства на всей огромной территории нашей страны.

Подвиг детей войны неоценим, и никакой мерой не измерить то, что они преодолели. Их, как и ветеранов Великой Отечественной войны, с каждым годом становится все меньше. И если они не передадут нам эстафету памяти, не успеют рассказать настоящие, живые истории своих жизней, мы можем упустить что-то очень важное…

Заключение

Ценность данного проекта состоит в том, что была проведена большая работа с различного вида источниками. Это позволяет не только узнать много нового и интересного, способствует формированию навыков работы с историческими источниками

Исследовательская работа имеет важное воспитательное значение: еще больше приобщает к истории своего родного края, поэтому это не позволит равнодушно относиться к теме, а значит, запомнится надолго и сохранит память о подвигах наших земляков. А сохранение памяти и есть смысл истории.

Данную работу можно использовать при изучении тем «Марийский край в годы Великой Отечественной войны», «Национальные герои».

Список литературы и ресурсов Интернета

  1. Они ковали Победу. Советский район: поименные списки тружеников тыла Великой Отечественной войны. – Йошкар-Ола: Издательство ООО «СТРИНГ», 2009. – 280 с.

Дата публикации: 01.06.17

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

Общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-

Речевого развития детей

Детский сад №28 «Колосок»

Проект

«Дети войны»

Посвященный Дню победы.

Проект «Детям о войне и Дне Победы»

  • Целевое назначение.
  • Задачи.
  • Участники проекта.
  • Общий замысел.
  • Деятельность по реализации проекта.
  • Ресурсное обеспечение проекта.
  • Результаты реализации.

Обогащение представлений детей о ВОВ о подвигах советских солдат и подвигах детей служивших на фронте.

Формировать представление детей о памятных местах, истории и жизни родного города.

Заложить нравственные начала в детях через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны, воспитывать чувство патриотизма.

Развивать у детей желание выражать в речи, продуктивной (рисовании, лепке, конструировании), игровой и музыкальной деятельности полученные знания о Великой Отечественной войне.

Образовательные:

В области « Социально-коммуникативное развитие »:

  • развивать игровую деятельность детей;
  • побуждать детей к игровой деятельности через знакомство с подвигами советских солдат и тружеников тыла;
  • формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры используя предметы заместители;
  • формировать умения детей реализовывать замысел сюжета;
  • учить соблюдать ритуалы у памятников и обелисков.

В области « Познавательное развитие »:

  • формировать представления детей о событиях ВОВ;
  • познакомить детей с понятиями «война», «фронт», «тыл», «ветераны», «победа»; «дети войны»
  • формировать представления детей о разных родах войск «пехота», «танкисты», «моряки», «летчики». «партизаны».

В области « Речевое развитие »:

  • развивать связную речь;
  • активизировать словарь детей, закреплять звукопроизношение слов: «боец», «солдат», «фронт», «тыл», «снаряды», «поле боя» и т.д.;
  • учить, самостоятельно придумать рассказ с опорой на иллюстраций.

В области « художественно-эстетическое развитие »:

  • подвести к восприятию художественных произведений о войне;
  • учить эмоционально и выразительно читать стихи о войне;
  • развивать эмоциональную сферу личности в процессе музыкальной деятельности;
  • развивать продуктивную деятельность детей.

В области « Физическое развитие »:

  • развивать физические качества, через подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры, эстафеты.

Развивающие: развивать память (заучивание стихов), мышление, логику (делают выводы и умозаключения), внимание (умение видеть главное), творческие умения и способности.

Воспитательные:

  • формировать эмоциональную заинтересованность;
  • побуждать детей к совместной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой и игровой деятельности;
  • воспитывать патриотические чувства ;
  • воспитывать желание быть такими же смелыми, отважными и благородными как воины-защитники;
  • воспитывать дружеские, партнёрские взаимоотношения в игре.

Дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Проект направлен на реализацию регионального компонента ООП МБДОУ № 28.

Тема проекта достаточно актуальна на современном этапе социальной действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Данный проект рассчитан на реализацию в подготовительной общеразвивающей группе детского сада. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

Старший дошкольный возраст – самый чувствительный, «сензитивный» для серьёзного воспитательного разговора. Это период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Психологи утверждают: нравственные ка­чества не могут возникнуть путем естествен­ного "созревания". Их развитие и формиро­вание осуществляется постепенно в процес­се накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок.

Для формирования представлений детей о социокультурных нормах, традициях семьи, общества и государства, необходимо направлять процесс восприятия событий окружающего мира. Без приближения детей к истории и жизни города и страны, нельзя решать задачи нравственного развития дошкольников. Воспитание патриотизма возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о истории своей страны, когда они станут непосредственными участниками подготовки и празднования таких праздников как День Победы. Именно на основе включения детей в такую социально значимую деятельность позволяет им почувствовать себя частичкой Великого народа, у них формируется любовь к родному краю, Родине. Передача истории и традиций народа из поколения в поколение является залогом национальной целостности страны. Как начальное звено, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение для всего общества.

Проект «Детям о войне и Дне Победы» направлен не только на создание условий для формирование представлений детей о истории Российского государства и непосредственно города Канска в годы Великой Отечественной войны, но так же он призван дать детям возможность отразить свои представления о этих событиях в разных видах деятельности.

Идея проекта такова: на основе поисково-исследовательской деятельности развивать желание детей узнать, как можно больше о истории страны и города во время Великой Отечественной войны.

Срок реализации – 3 недели апрель-май. Работа в проекте делится на этапы:

  • подготовительный . Данный этап направлен на реализацию двух направлений: методическое оснащение и мотивация детей и родителей к предстоящей деятельности.
  • Методическая литература:

1 направление. Цель: определение проблемного поля и поиск ресурсов, подготовка к реализации. Содержание:

  • педагогическая диагностика освоения ООП;
  • анализ предметно-развивающей среды;
  • изучение литературы (журналы, книги, Интернет);
  • подбор подвижных, речевых, настольно-печатных, дидактических и др. игр;
  • составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы;
  • подбор иллюстративного материала по теме, материалов, атрибутов для игр;
  • подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, аудиозаписей.
  • проблемная ситуация «Что мы можем рассказать младшим детям о ВОВ?»
  • введение в проблему (рассматривание иллюстраций и презентации «Дети войны». Беседа: «Что такое война и что такое День Победы»)
  • разработка сетевой паутинки проекта совместно с детьми (Что мы знаем? Что хотим узнать? Где будем искать информацию?)
  • планирование (1 неделя).
  • основной (2-3 неделя).
  • отработка схемы последовательных действий совместно с детьми. Организация деятельности детей (Кто, что будет делать).
  • организация деятельности родителей (изготовление папки передвижки «Памятники нашего города», «Путеводитель по Краеведческому музею»; оформление подборки рассказов «Детям о войне»; разучивание стихотворений с детьми; помощь в организации предметно-развивающей среды, посещение с ребёнком Краеведческого музея, домашний просмотр фильмов о ВОВ, подбор материалов для галереи Славы и карты памяти, подготовка работ для выставки «Спасибо, что живем!» и т.д.)

Знакомство с историей и подвигами детей войны.

  • работа по обогащению жизненного опыта ребёнка:
  • работа по обогащению игрового опыта ребёнка
  • беседы о ВОВ с просмотром презентаций;
  • рассматривание и обсуждение иллюстраций альбомов «Герои города Ессентуки»
  • Встреча с ветераном ВОВ.
  • , «Дети - герои войны»;
  • чтение художественной литературы о ВОВ,
  • изображение военных сражений, в изо. деятельности (лепка, рисование, аппликация),
  • слушание песен военные лет и песен о войне;
  • просмотр познавательного видеороликов о ВОВ.
  • дидактические игры: «Назови рода войск», «Кому, что нужно?» «Что для чего», «Скажи наоборот», «Кто больше назовет качеств героя», «Чья форма?» «Кто шагает на параде?»;
  • коммуникативные игры «Поводырь», «Служили два товарища», «Медицинские сестры», «Перенести раненого»;
  • подвижные игры «Шагаем на параде», «Полоса препятствий».
  • сюжетно-ролевые игры: «Разведчики», «Госпиталь», «Парад».
  • презентация продукта проекта.
  • Оформление «Карты памяти» и «Галереи Славы».
  • Оформление выставки «Спасибо, что живем».
  • Конкурс чтецов «Этот праздник со слезами на глазах».
  • Оформление альбомов «Герои города «Канска», «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника ВОВ», «Дети - герои войны».
  • Представление материалов проекта для старшей группы.
  • .Анализ результативности работы проходит в следующих вариантах:
  • Анкетирование родителей с целью получения обратной связи для последующей доработки (положительные, отрицательные моменты в работе);
  • Наблюдение за ходом сюжетно-ролевой игры с фиксацией результатов наблюдения (пополнение словарного запаса, взаимодействие ребёнка со сверстниками, удержание общего замысла сюжета игры, выполнение правил, отражение представлений о ВОВ в игровой деятельности);
  • Анализ продуктов детской деятельности.

Более подробно ход реализации проекта представлен в таблице (Приложение 1).

Разработанный и реализованный проект « Детям о войне и дне Победы» по повышению уровня познавательного интереса в рамках патриотического воспитанности дошкольников в повседневной жизни и на занятиях показал свою эффективность:

  • Созданы благоприятные условия для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности. Пополнился мини музей группы, подобран обширный иллюстративный материал, пополнилась игротека группы новыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм;
  • Положительная динамика в формировании представлений о истории страны и города в годы ВОВ (результаты наблюдения за ходом экскурсии детей старшей группы в мини музей);
  • У детей наступило понимание значения подвига советских солдат в годы ВОВ (результаты анкетирования родителей);
  • Пополнилась методическая копилка ДОУ материалом по ознакомлению с окружающим миром;
  • Повысилась активность родителей в патриотическом воспитании в семье.

Реализация проекта



Просмотров