Русская женщина глазами чеченского мужчины. Почему русские дамы предпочитают чеченских мужчин Можно ли изменять чеченцу с русской девушкой


В интервью были затронуты такие запретные темы, как жизнь женщин в Чечне, древние обычаи республики и секс...

Собчак Здравствуйте, Рамзан! Очень приятно снова быть у вас в гостях.
Соколова Прислать за нами самолет было очень мило с вашей стороны.
Собчак Да, жест настоящего кавказского мужчины. Как раз об этом мы и хотели с вами поговорить. Мне кажется, российским женщинам очень не хватает «кавказского фактора». У нас еще со времен Советского Союза кавказский мужчина был синонимом щедрости, красивых ухаживаний, букетов, комплиментов...
Кадыров Да это вы мне комплименты делаете.
Собчак А как же! Вы же у нас - главный кавказский мужчина. Вот и скажите - как вам удается влюблять в себя всех женщин - и чеченских, и русских?
Кадыров Не знаю. Я уже не в теме давно. Я больше сейчас социально-экономическими вопросами занимаюсь. Я горжусь, что я чеченец. А в Чечне принято уважать женщину. Как в одной книге сказано: женщина правит миром. Ради нее ведутся войны, ради нее мужчины добиваются власти, совершают подвиги и преступления. А если так не делать, женщина рассеянно отворачивается и уходит к другому. Ты ей больше не нужен, она смотрит на тебя и улыбается, как сфинкс.
Собчак Мне кажется, Рамзан, вы скромничаете. У вас не может быть неудач с женщинами.
Кадыров Я говорю не о себе, а о нации. Я считаю, сегодня беда наших женщин - из Чечни и других республик - в том, что самые красивые из них уезжают, рвутся в Москву, а их там продают за 500 рублей, на Тверской в клубах...
Соколова Вы правы. Во всем, кроме расценок.
Кадыров Потому что я никогда такими гадостями не занимался. От этого одни проблемы. Болезни всякие. Я против того, чтобы наши девушки ехали в Москву, одевались вульгарно, ходили по дорогим ресторанам. Кто будет защищать честь, достоинство, безопасность государства?
Соколова Вы за женский призыв в армию?
Кадыров Нет! Но нам нужны патриоты! А кто их рожает, этих патриотов? Кто будет их воспитывать? Та, которая себя продавала за 100 долларов? Это беда России.

Собчак А свою дочку вы в Москву отпустили бы?
Кадыров Никогда в жизни! Я дочку воспитываю как настоящую чеченскую девушку.
Соколова А как воспитать настоящую чеченскую девушку?
Кадыров Так же, как их воспитывали наши родители, деды, прадеды.
Соколова То есть в исламе?
Кадыров Конечно! Мы, мусульмане, ценим женщину. За публичное оскорбление, унижение женщины у нас бывает кровная месть. А женщина должна все это ценить и знать свое место. Например, в нашем роду ни одна женщина не работала и не будет работать.
Соколова Почему?
Кадыров Вам трудно будет это понять. У вас другой образ жизни.
Собчак Мы попытаемся.
Кадыров У нас свои обычаи. Конечно, сейчас очень много «обрусевших», кто ваших взглядов нахватался. А я хочу вернуть все, что у нас было, что оставили наши предки. Я хочу, чтоб у нас не было проституции, наркомании, чтобы не продавали наших девушек. У нас есть пятый национальный проект - патриотическое воспитание. Мальчик должен расти как настоящий чеченец, мусульманин, гражданин России. А женщина - уважаемая в республике, должна рожать сыновей. Если женщина не будет знать, что она завтра должна стать мамой и воспитывать детей, ее поведение будет всегда мешать. Вот есть храбрый смелый патриот, герой. Неправильное поведение женщины будет мешать ему в жизни.
Соколова А если ваша дочь, например, захочет работать?
Собчак Например, решит стать телеведущей?
Кадыров Она не должна этого хотеть.
Соколова А почему вы должны чего-то хотеть, а она не должна?
Кадыров Моя старшая дочка уже знает Коран в совершенстве! Она отличница в школе, пример подает...
Собчак Хорошо, а если она решит выйти замуж за русского?
Кадыров Это русские женщины должны за чеченцев выходить замуж срочно, чтоб у нас была смешанная кровь, чтобы дети были сильными.

Собчак Русская женщина захочет работать...
Кадыров Не захочет! Я еще не видел ни одной женщины, которая хотела бы вставать рано утром, не спать ночью, чтобы работать. Если муж ей все дает, зачем работать?
Собчак То есть вы думаете, что если молодой симпатичный чеченец предложит, например, мне (незамужней девушке) все блага - золото, бриллианты - и скажет: будешь детей рожать и дом вести, - я соглашусь?
Кадыров Нет, у тебя не получится. Мне тебя не переубедить уже. Хотя ты сильная, красивая девушка. И телеведущая хорошая. Мы телевизор включаем, когда Собчак показывают, а когда не показывают - выключаем. Но все, что ты делаешь, для наших дочерей и сестер категорически запрещено. Запрещено об этом даже думать!
Соколова Но телевизор им можно смотреть?
Кадыров Не все программы.
Собчак А какие нельзя?
Кадыров «Дом 2», например.
Собчак Как же вы со мной-то разговариваете? И вообще, вот вы российский телевизор ругаете, а сами очень даже горазды у себя отечественный шоу-бизнес принимать. О вас уже легенды ходят! И о вашей щедрости. То Яна Рудковская из Чечни на новеньком -«порше кайен» уезжает, то Сергей Зверев в часах с турбийоном. У вас прямо мекка русского шоу-бизнеса! А иностранных исполнителей не приглашаете? Мадонну бы позвали или Стива Тайлера...
Кадыров А почему я должен иностранцев звать? Чем наши хуже? Вот Сабрина, например. Несколько раз здесь бывала. Молодая российская звезда...
Собчак Ей лет 16, по-моему...
Кадыров Больше, 18. Совершеннолетняя уже.
Собчак Это самое главное!

Кадыров Да, она мне нравится. Еще Катя Лель нравится. Особенно когда на чеченском поет.
Соколова Специально для вас разучила?
Кадыров Не для меня, а для нации. Я для -народа и чеченскую «Фабрику звезд» сделал.
Собчак А скажите, Рамзан, вот меня давно мучает вопрос - почему чеченскую «Фабрику звезд» вел Сергей Зверев? Это, я бы сказала... несколько неожиданный выбор...
Кадыров Нет, у нас свои ведущие были. -Зверев только на одну программу приехал.
Собчак А правда, что «турбийон» со своей руки сняли и Звереву подарили?
Кадыров Да, я свои часы подарил ему.
Собчак Вот мне и интересно, что общего между Сергеем Зверевым и Рамзаном Кадыровым? Вы же с ним как носорог и енот - полные противоположности! Взять хотя бы внешний вид Сергея - прическа, губы...
Кадыров При чем тут внешний вид? У него работа такая, он стилист, поет. У него взгляды другие на жизнь. А так человек интересный, компанейский.
Соколова А еще говорят, Кадыров - ненавистник гей-культуры. Да вы - либерал!
Кадыров Нет, нет, нет! Ты что?! Я к гей-культуре... категорически против отношусь!
Собчак Но, Рамзан, вы же понимаете, что Сергей Зверев, как бы это выразиться... не спит с женщинами...
Кадыров А ты видела?! Я у него спросил...
Соколова И что же он?..
Кадыров Он честное слово дал, что не гей!
Собчак И вы ему сразу поверили. То есть пришел к вам такой вот человек Сергей Зверев с силиконовыми губами, причесоном нарядным и говорит: «Я, честное слово, натурал».
Соколова А потом: «Ой, Рамзан, какие у тебя часики...»
Кадыров Нет! Все было не так...
Собчак А как?
Кадыров Я с девчатами сидел, с нашими девчатами.
Соколова Ага, теперь на попятный!..

Кадыров Дима Билан закончил концерт, потом наши ребята танцевали лезгинку. Потом я стал девушкам новогодние подарки дарить.
Собчак И тут незаметно подкрался...
Кадыров Вы меня в неловкое положение ставите! Чеченец о таких вещах даже говорить не должен. Он мне слово дал!
Собчак По-моему, трудно не догадаться... Укладочка...
Кадыров А я у него спросил: «Сергей, почему у тебя прическа такая неприятная?»
Соколова Факт, неприятная.
Кадыров Я сказал ему: сделай по-другому. Выпрями.
Соколова Да вы прямо на все руки! Стильные советы Сергею Звереву от Рамзана Кадырова.
Собчак Из вашего рассказа следует, что человек вы доверчивый. Рамзан, как бы мне ни было неприятно, но я должна вам открыть страшную тайну. Боюсь, кроме меня, этого никто не сделает.
Кадыров Давай!
Собчак Сергей Зверев вам соврал. Теперь у него на руке ваши часы. Вы вообще представляете, что он может этими руками делать?!
Кадыров Послушайте, у вас в России очень много геев. У них есть часы, кольца, трусы. Почему я должен иметь к этому какое-то отношение?! Зверев сказал, что не голубой, и я ему поверил. Вы не имеете права клеветать на человека! Это очень большой грех! Вот про меня тоже пишут: людоед, убийца, наркоман, похищает людей. А это абсолютно не подтверждается!
Соколова Видим.
Кадыров Никогда в -жизни я не убивал, не похищал че-ловека... Я простую сигарету никогда не пробовал, ни спиртное, ни наркотики. В клуб один раз в жизни пришел. Помнишь, мы там с тобой и Умаром сидели?
Собчак Да, это был First.
Соколова А кто в GQ Bar - постоянный клиент?
Кадыров Это ресторан.
Соколова Рамзан, вы так оправдываетесь, как будто мы обвиняем вас в том, что вы едите христианских младенцев. Подарить турбийон Сергею Звереву - не преступление.
Кадыров Для чеченца это самое страшное оскорбление - сказать: я дружу с геем! Я не должен даже такое слово произносить.
Соколова Вот это и есть разница культур, о которой вы говорили. В России слово «гей» не является оскорблением.
Кадыров Вот поэтому русские женщины и хотят замуж за кавказцев.

Собчак А как вы ухаживали за своей женой?
Кадыров Мы с ней в одной школе учились. Я заговорил с ней у родника. Сказал, что хочу жениться. Потом старейшин послал в ее дом.
Собчак То есть ни букетов, ни конфет?
Кадыров Были военные действия. Я не знал, вернусь ли домой.
Собчак Я знаю, что у вас семь детей.
Кадыров Да. Три сына и четыре дочери.
Собчак И все от вашей жены?
Кадыров Конечно!
Соколова А сколько ей лет?
Кадыров 28.
Собчак (после паузы) И как... она себя -чувствует?
Кадыров Прекрасно! Воспитывает детей.
Соколова Ваша жена - героическая женщина. Я родила одного и чуть не умерла от -ужаса. А вы хотите еще детей?
Кадыров Конечно!
Соколова Но вряд ли ваша жена захочет рожать восьмого.
Кадыров Почему?
Соколова Это просто физически очень тяжело.
Собчак Рамзан, по шариату вы, насколько я понимаю, имеете право иметь четыре жены. Вы собираетесь воспользоваться этим правом? При ваших материальных возможностях вполне можно себе позволить...
Кадыров Ищу, ищу красивую. Пока не нашел.
Собчак А русских девушек вы рассматриваете?
Кадыров Раньше рассматривал. Сейчас нет.
Соколова Почему же переменили мнение?
Кадыров По политическим причинам. У нас в Чечне женщин на 30 процентов больше, чем мужчин. Надо своим помочь.
Соколова А как бы ваша жена отнеслась к появлению еще пары жен?
Кадыров Наверное, была бы против, как всякая нормальная женщина. Но я бы объяснял. Думаю, мы найдем общий язык.
Собчак У меня в Москве много знакомых кавказских мужчин. Почти у каждого есть жена и любовницы. И я заметила большую разницу в отношении: жену - уважаю, она рожает детей, и все. А за любовницами они ухаживают - дарят цветы, бриллианты. Почему так?
Кадыров Не знаю. У меня никогда не было любовницы.
Соколова То есть вы жене никогда не изменяли?
Кадыров Нет. Никогда.
Соколова Значит, опять клевещут враги. Хорошо, а не скучно просто уважать женщину?
Кадыров «Не скучно?»

Соколова Но вот вы говорите, что за женой никогда не ухаживали. Что женщина - она нужна только чтобы вести дом, рожать детей. Так жить не скучно?
Кадыров Я служу народу! У меня времени не хватает даже спать, не то что на всякое. Может, со временем...
Соколова В нашем диалоге мне нравится то, что по весьма щекотливым вопросам мы если и не находим общего языка, то, по крайней мере, преодолеваем фатальную разницу культур. Давайте продолжим сближение. Расскажите, какие вещи являются абсолютным табу, запретом в чеченской семье?
Кадыров Под запретом находится все, что вы делаете.
Собчак Приведите пример.
Кадыров Ваша речь. Матом ругаться нельзя.
Собчак Да мы ни разу за все время разговора с вами ни одного матерного слова не -произнесли!
Соколова Хотя иногда хотелось.
Кадыров (Собчак) Ты в прошлый раз мне матерные анекдоты рассказывала.
Собчак Так вам же понравилось!!!
Кадыров Ну понравилось. Но это нельзя. И вообще посмотри, как ты сидишь! У тебя же трусы видно!
Собчак Это мое самое приличное платье!
Соколова Ладно, не переходим на личности! А в сексуальной жизни есть какие-то запреты?
Кадыров Такое на людях не обсуждается.

Собчак А презервативом можно пользо-ваться?
Кадыров Замолчи!
Соколова А в Чечне вообще секс есть?!
Кадыров Шайтан вас возьми! Нету у нас секса!
Соколова Хорошо. Про секс нельзя, поговорим про политику. Вы зачем чеченкам выходить замуж в европейских свадебных платьях запретили?
Кадыров Во-первых, не запретил, а дал -рекомендацию. Во-вторых, знаешь, у нас какие национальные платья красивые.
Собчак Прямо лучше Valentino?
Кадыров А я сейчас попрошу министра культуры, чтобы тебе померить принесли.
(Звонит министру.)
Собчак Ой, я, право...
Кадыров Хоть выглядеть прилично будешь...
Собчак Рамзан, если у нас дошло до платья. Позвольте предложить вам кое-что. Возьмите меня второй женой.
Кадыров Шайтан!
Собчак Я считаю, это будет впечатляющая патриотическо-воспитательная акция. Падшая российская телеведущая исправляется под облагораживающим влиянием вас и законов шариата.
Кадыров Интересное предложение. Но тебя придется много воспитывать. Наказывать.
Собчак Как? Бить будете? Или в угол на горох поставите?
Кадыров Нет. Но дома буду запирать. На ключ.
Собчак То есть на дискотеку ни-ни? А я в окно по веревочной лестнице!
Кадыров Придется применить наручники.
Соколова О, какое пошло садо-мазо!
Собчак Ага, ролевые игры.
Кадыров (грустно) Я же говорил, что вы обе - испорченный материал. А жалко.

Здесь и сейчас будет кульминация…

«Русские девушки, они порой ОЧЕНЬ ДОСТУПНЫ, и, несмотря на то, что красавицы, умницы, частот сами невысокого мнения о себе (!!!). Чеченские девушки горды, знают себе цену. А гордость и высокая самооценка у женщины всегда вызывает мужское уважение…»

Все, занавес… Тишина, аплодисментов нет… Здесь идут мои тихие слезы…

Милые девушки! Вслушайтесь в слова мудрого восточного неженатого мужчины - это послание для вас! Никто не смог бы сказать точнее… Я предвижу всплеск женского негодования: «Он нас оскорбил, он нас унизил…». Нет, дорогие мои соотечественницы, никто и ничто не может оскорбить женщину, пока она не позволит это сделать.

Сколько раз я наблюдала картину - идут (стоят, сидят), обнявшись, молодые парень и девушка - он развязано ведет себя, висит на ней - она используется в качестве подпорки, при этом мужчина бывает сильно пьян, или, как минимум, параллельно угощается бутылочкой пива, матерится, ведет себя недостойно… А милая девушка все это чудесным образом терпит (точнее - ее не напрягает такое мужское поведение) и продолжает принимать его приставания и поцелуи… Что говорить - такая женская самооценка потянет за собой множество серьезных проблем впоследствии… Боюсь, что не многие девушки поймут, о чем я здесь пишуL .

Наверняка многие из вас были свидетелями общения молодых пар, когда миловидная, но не вписывающаяся в стандарты глянцевых журналов девушка принимала хамоватые ухаживания наглого кавалера, который в подметки ей не годится… Опять же - хочется крикнуть - «Куда смотрит мама? Почему она не научила дочь?» - да вот только умеет ли это сама мама - нести себя по жизни достойно… Взять бы поганую тряпку, ты такого кавалера отогнать, да ведь только девушка еще и вступится - как же, а вдруг другого на своем пути она больше не встретит? Ну, с такой самооценкой - точно ведь не встретит, да-а-а…

Много раз убеждалась на своем и чужом опыте, что «гордость и высокая самооценка у женщины всегда вызывает мужское уважение», что мужчина относится к женщине так, как она ему позволяет. Не раз я слышала откровения молодых красавиц, что мужчина обошелся с ней некрасиво, недостойно, а когда начинаешь выяснять обстоятельства - оказывается, женщина с самого первого дня общения позволяла мужчине слишком много, прощая вещи, которые недопустимы для женщины с высокой самооценкой…

Вспоминается фраза одном молодой особы, давно потерявшей женский облик, сказанная в сторону своей более удачливой соперницы: «Да что он в ней нашел! Ладно, я страшная, так эта же еще страшнее - вообще уродина!»…

Милые дамы - уважайте себя! Только женщина с высокой самооценкой и четко выставленными личными границами не будет унижаться сама и не позволит унижать других.

PS: За примерами женской нелогичности далеко ходить не надо…Только что девушка в программе «Давай поженимся» презентовала себя так: « Я вредная, эгоистичная и не желаю идти на компромиссы…» L А ведь неглупая с виду девушка - для чего такими фразами отпугивать мужчин?

Два чеченца, более 20 лет живущих в Москве, согласились дать интервью «Особой букве». О том, как у них строятся отношения с русскими, о столкновении культур, «стреляющих свадьбах» и о том, что они думают про лозунг «Хватит кормить Кавказ».

Для большинства москвичей чеченцы делятся на несколько групп: на тех, кто как-то непонятно для нас живет непосредственно в Чечне; отдельно выделяют Рамзана Кадырова и его «гвардию»; и, конечно же, особняком стоят юнцы, которые с завидной регулярностью устраивают в столице показательные выступления в виде лезгинки в людных местах, стрельбы на свадьбах или гонок на дорогих иномарках по Садовому кольцу. Но мы все время забываем, что еще есть чеченцы, которые десятилетиями живут в Москве, полностью интегрированы в нашу жизнь, а их русский порой правильнее и чище, чем у многих из нас. «Особая буква» долго не могла найти таких людей для интервью на острейшую тему межэтнических противоречий между русскими и чеченцами. Но не потому, что их нет, — напротив, таких много, но они наотрез отказываются от беседы с журналистами, объясняя отказ самыми разными причинами. И вдруг поговорить с нами согласились сразу двое. Первый — устно. Второй — письменно. Субъективно у наших собеседников много общего: оба приехали в столицу еще во времена СССР, оба окончили МГУ и состоялись в профессии. Но вот ответы на наши вопросы получились совсем не одинаковые.

Ваха Усманов, инженер (имя и фамилия вымышленные)

— Ты живешь в Москве больше двадцати лет. Кем ты себя ощущаешь: москвичом, московским чеченцем, просто чеченцем?

Конечно, я — чеченец. И, конечно, я — москвич. Но я понимаю, что ты хочешь спросить: есть ли разница между московскими чеченцами и теми, кто живет в Республике?

Здесь нужно оговорить: мы рассуждаем о нынешних временах, а не об СССР. Потому что, когда я приехал учиться в Москву, а это было в середине 80-х, все было по-другому. Я после армии поступил в университет, мною вся родня гордилась. Я поступал как армеец, а не по национальной квоте. Моим сокурсникам было глубоко все равно, откуда я. С Кавказа, и ладно. Никто дагестанцев от нас не отличал. Были сложности как у всех провинциалов: огромный город, новые люди, было трудно учиться жить в другой бытовой культуре. Я подчеркну: бытовой. Потому что тогда была и общая культура. И речь не только о литературе и кино, а о том, как себя вести.

— Что ты подразумеваешь под «бытовой»?

Элементарные вещи: у нас совершенно другие традиции общения, например, со старшими. Меня первое время просто убивало, когда я видел, что мои однокурсницы курят при своих родителях, спорят с ними.

Да и общение со слабым полом у нас иное. Точнее, тогда было так. Как сейчас в Чечне у молодежи это происходит, я не знаю.

— Ну, давай вернемся к ощущениям твоим…

Так вот, несмотря на, как тогда говорили, «единый советский народ», я всегда знал, кто я. Не хочу говорить про войну и все, что с ней связано, извини. Но я живу в Москве 28 лет. Это мой город. Я знаю тут все пробки и весь центр. Меня, как любого москвича, дико раздражают плитка собянинская и мигранты.

— Подожди, мигранты откуда? Из Средней Азии или твои соотечественники?

Да все те, кто ведет себя здесь не так, как обычный житель мегаполиса. Ты думаешь, если меня подрезает кавказец на тонированной девятке, я думаю что-то отличное от тебя в этой ситуации? Да, я не буду орать: «В своем ауле так води», но, поверь, так же бесит.

И когда возмущаются тем, что баранов в праздники на улице режут, я на стороне тех, кто возмущается. Отмечай, режь — но только там, где можно, чтобы не мешать другим.

— Ты часто ездишь в Чечню? Как ты себя там чувствуешь?

Давно не был. Так обстоятельства складываются.

— Ощущаешь ли ты негативное к себе отношение, когда люди узнают твою национальность? Тебе приходилось сталкиваться с открытой неприязнью из-за того, что ты чеченец?

Опять-таки, дели вопрос на СССР, на 90-е и на нынешнее время. Про Союз я сказал. В 90-е было странно. Мои друзья-нечеченцы, а таких большинство, старательно делали вид, что ничего не происходит, — никогда со мной о войне не говорили. Доходило до смешного. На какой-то вечеринке выхожу покурить — там все бурно обсуждают захват в Буденновске. Мой приятель, видя меня, тут же прерывается и изрекает: «У бандитов нет национальности».

Еще была ситуация в бане. А я париться хожу раз в неделю в одно и то же время. Ко мне все привыкли, откуда я — не спрашивали. Сидят мужики в парилке, об армии спорят. Я тоже ввязался и в разговоре сказал, откуда меня призвали. Молчание было минут пять. Они все переваривали, что за эти годы наговорили про Чечню и Кавказ вообще. Я говорю: «Расслабьтесь, мужики, ничего нового вы мне не сказали». Посмеялись, конечно. Но теперь стараются на скользкие, как им кажется, темы при мне не болтать.

На работе все знают, откуда я. Там никогда, даже во время «Норд-Оста», никакого лично к себе негатива я не чувствовал.

Честно говоря, и с незнакомыми тоже. Может, потому что у меня акцента нет. Хотя явно имя и фамилия кавказские. Но нет, врать не буду, я правда не сталкивался с откровенным страхом или неприязнью из-за своей национальности.

— Мы все читаем про «стреляющие свадьбы» и поведение гостей с Кавказа. Почему твои соотечественники так демонстративно дико себя ведут в столице?

Послушай, это малолетки. Если я тебе сейчас начну приводить примеры русских подростков с банками коктейлей, орущих матом у моего подъезда, ты скажешь — это другое дело. И правда, другое. Прости, но к быдлячеству своему привыкаешь. То есть мне вот недавно в электричке пришлось за шкирку двух малолеток вытаскивать — пьяные были, ругались так, что уши вяли. Но этот тип поведения москвичам знаком.

Другое мнение: история отношений России и Чечни на протяжении последних лет ни имеет никаких, даже притянутых за уши аналогов. Любая попытка представить в истории что-то хоть отдаленно похожее лишь подчеркивает абсурдную уникальность российско-чеченской ситуации. ()

А «стреляющие свадьбы»… Я это дикостью не назову, просто это в городе неуместно. Опять-таки вопрос культуры. Аборигены ходят голые где-нибудь в Африке — ты же не назовешь их некультурными? Это другая культура. Беда в том, что приехавшим в Москву юнцам никто не объяснил, как надо себя вести.

У меня аж зубы скрипят, когда я вижу «своего» в спортивных штанах где-то на Манежке. Но это поколение, выросшее уже после Советского Союза. Они же толком и не учились там. Выросли же во время войны. Со всеми атавизмами этой войны и с изломанной психикой «детей войны».

Опять же, московские чеченцы так себя не ведут.

А стрельба… На Балканах на свадьбах и крестинах палят будь здоров. Традиции такие. Я, кстати, не помню, чтобы в моем детстве кто-то стрелял. Не уверен, что и на Кавказе много таких праздников — с залпами. Это для меня тоже непонятно, хотя их мотивация ясна — для куражу.

Ты учти еще одно — алкоголь. У нас раньше была малопьющая нация. Точнее, пьющая вино. Хотя и самогон, и коньяк — все было, но как-то в меру. Про наркотики во времена своей юности я вообще не ведал.

Не буду голословен, не знаю, как с этим дела в Чечне обстоят. Но сам был неоднократным свидетелем: приезжают учиться сюда молодые, и постепенно начинаются и алкоголь без меры, и трава. А пить не умеют совсем, ну и понеслось...

— При тебе коллеги это обсуждают?

Да. Я им говорю то же, что тебе сейчас.

— Есть ли в твоей жизни какие-то ценности, которых не понимают твои русские коллеги и друзья? Ты их объясняешь? Отстаиваешь?

Ну, ценности, наверное, у меня общечеловеческие. Разница в традициях и менталитете есть. Но давай так: я говорю про себя лично.

У нас жесткое табу на публичное обсуждение и ведение разговора на тему полов и половых отношений. Даже в сугубо мужской компании на это вето.

Ну и третье: отношение с родителями, со старшими и вообще семья. Вот моя жена, когда приезжают мои родственники, молча им подает на стол и уходит к себе в комнату. Но это не более чем традиционное поведение. Хотя когда мы дома одни или с друзьями, все иначе.

И вот по всем этим трем пунктам мне приходится страшно спорить со своими русскими друзьями. Они не понимают этого, а принять не хотят. Мои объяснения, что так принято, что это обычай как обычай, например, что невеста не присутствует на собственной свадьбе, не действуют.

Но я уже привык к таким вопросам и недоумению, типа: как же так, ты с нами выпиваешь, почему ты, взрослый, образованный человек, не можешь поступать в присутствии родственников как хочешь. Да дело в том, что я хочу, чтобы им было комфортно! Чтобы не было за меня стыдно.

В конце концов, это с детства — привычка безоговорочно слушаться старших. Да, наверное, многое в личной жизни у меня пошло бы по-другому, если бы я мог не то чтобы спорить — хотя бы не воспринимать совет родителей как прямое указание к действию, но это внутри сидит: сказали старшие — обязан сделать.

— А как бы ты решил проблему, которую деликатно называют «отношение к выходцам с Кавказа»? Ее можно решить в принципе?

В Москве легко бы решил. Пускать сюда только тех, кто приезжает действительно учиться или работать, а не лоботрясничать на родительские деньги. Жестко контролировать занятость приезжих с Кавказа.

А дальше скажу то, почему я и попросил об анонимности этого интервью, — меня на родине вряд ли в этом поймут. Я бы запретил землячество. То есть не землячество как таковое, а вот эту клановость. Ведь как сейчас в вузах — все кавказцы тусят вместе. Они общаются друг с другом, выпендриваются друг перед другом, и дальше то, что ты назвала «диким поведением». И так везде. Например, устроился кто-то в Воркуте в милицию. Тут же родственники шлют племянника: мол, пристрой. И ты, что делать, пристраиваешь — так положено.

Должно быть вот как. Допустим, вы владеете магазином. Отлично. Но продавцы у вас должны быть не ваши …юродные братья и племянники, а местные. Потому что, приезжая в Россию, молодые чеченцы ничего о ней, по сути, не знают. Варятся в котле родственников, а русские для них остаются чужими и совершенно незнакомыми. Вот они видят: идет девушка в мини и с сигаретой. И мысли у них простые: она доступна. Они ничего о вас не знают, видят лишь внешнее.

А окуни их, как меня в свое время, в среду другую — быстро бы поняли, что к чему.

Не будет землячеств — не будет и ситуации, когда задержанного за что-то кавказца приезжает выкупать толпа.

То же и в армии: я у себя в роте был один чеченец, и все нормально. Надо служить не вместе с земляками. Это невольно же — сбиваешься в одну кучу со своими. А дальше логично: остальные становятся по ту сторону. А в армии чувство землячества обострено.

Можно много говорить о воспитании в самой Чечне, правда, я в этом некомпетентен. Но как бы тебя ни воспитывали дома, в гостях ты должен приноравливаться. И будешь это делать, если будешь знать: никакой дядя тебя не выручит и за тебя не заплатит.

Уверяю тебя: если сюда будут приезжать только по делу и жить самостоятельно, без этого вечного кучкования, все быстро наладится.

Да, еще — никаких национальных квот на учебу. Пусть приезжают и поступают на общих основаниях и учатся так же, чтобы можно было их отчислять. По квоте-то стараются им трешечку натянуть… Увидишь: в разы меньше будет бесцельно слоняющейся около своих вузов молодежи.

— Как раз хотела спросить. Смотри: в бытовых конфликтах между чеченцами и русскими в Москве обычно участвуют молодые чеченцы. Кажется, что именно они более агрессивны, чем более зрелые, взрослые чеченцы, скажем, твоего возраста и старше. Пытаетесь ли вы решить проблему молодых чеченцев?

Да, такая проблема есть. Не знаю, как решить. С нами-то они тише воды ниже травы — слова лишнего не позволят. Те, кто не застал СССР, для меня терра инкогнита — то есть я вижу, что мы говорим на одном языке, они знают мои обычаи, но и только. Люди с другой планеты для меня.

У меня есть приятель, компьютерщик. К нему 18-летний племянник из Шали приехал. Казалось бы, какой айтишник не найдет общего языка с современным подростком, который с утра до вечера у ноутбука торчит? Не нашли. «Я не знаю, о чем с ним можно разговаривать. Он абсолютно темный. То есть непросто неграмотный, а табула раса», — это друг потом жаловался. А у парнишки, между прочим, прекрасные баллы по ЕГЭ.

Опять же, молодые чеченцы, о которых ты спрашиваешь, приехавшие. Выросшие в Москве, естественно, другие.

Правда, не знаю, думал уже много раз об этом. Выпороть бы их... Повторюсь: со старшими чеченцами, то есть с нами, они ж мегакорректны.

— А как чеченцы — и те, кто приезжает в Москву, и те, кто проживает в самой Чечне, — относятся к русским? Многие русские говорят, что они в лучшем случае чувствуют к себе пренебрежение вперемешку с насмешками, в худшем — агрессию.

Про современную Чечню не скажу. Но когда я слышу, что, мол, мы — моноэтническая нация, мне смешно. Всегда женились на русских. Замуж да, выходили редко. Но смешанных браков было полно. Вспомни Джохара Дудаева. Так что раньше все было нормально.

А спрашивать, как московские чеченцы относятся к русским… Я даже себе так не формулирую. Для меня есть конкретные люди, все от них зависит. Я что, думаю, что ты русская? Ты — это ты, и все.

— «Хватит кормить Кавказ» — ты поддерживаешь этот лозунг, столь популярный среди многих россиян?

Опять же, не знаю. Я не слишком представляю сейчас экономику Чечни. С одной стороны, разрушено же было все. С другой — я сам все время думаю: откуда у 18-летних пацанов мерседесы? И ведь много таких по Москве ездит.

Скажу банальность: убрать бы везде взяточников, откаты, «договоримся» и все, что вы, журналисты, называете коррупцией, — тогда кормить пришлось бы меньше. Но ведь кому-то и здесь выгодна эта кормежка?

Турпал Сулаев, бизнесмен (имя и фамилия вымышленные)

— Два десятилетия в столице — срок немалый. Ты москвич, московский чеченец или просто чеченец? Кем себя ощущаешь?

Каково мне с самоидентификацией — так, надо полагать, звучит вопрос? Отвечу просто, безо всяких: каким родился, таким и уродился.

Постараюсь объяснить. Для чеченца свобода — это главное. Все мы рождаемся свободными — мы это уяснили еще задолго до Декларации прав человека. Далеко задолго. «Здравствуй» по-чеченски «ходи свободным» переводится. На этом зиждется чеченское Все.

— Когда люди в Москве узнают твою национальность, ты чувствуешь опаску или негатив с их стороны?

И то, и другое ощущал, причем еще в советское, предельно интернациональное время. Нацмен — советский эвфемизм. Типа «чурки». Хотя по типу я европеоид. По-аглицки, если кто не знает, caucasian. Кавказец то есть. Это так в свое время ревнители чистоты расы эталон белой расы назвали. Ирония судьбы...

Скажет мне кто такое в лицо — не позавидуют ему боги. Отметелю. Говорят же шотландцы, кстати, тоже в основе своей горцы: Nemo me impune lacessit («Никто не тронет меня безнаказанно»).

Но не скажу, что особо парюсь по этому поводу, вырос уже.

— «Стреляющие свадьбы», танцы на улицах, гонки на крутых машинах... Почему твои соотечественники периодически так дико себя ведут?

«Стреляющие свадьбы» — честно сказать, это в генах. Почитайте классиков русских. В частности, самого достойного — Михаила Юрьевича Лермонтова. Почему называю его по батюшке? А потому что, будучи пацаном лет 25, он проявлял чудеса храбрости и мужского, воинского достоинства. Воин, одним словом.

Ну еще Толстого «Хаджи Мурат». Если недостаточно, то Германа Садулаева, если кто не знаком. Человек, никогда не воевавший, описал, как чеченец чувствует оружие. Я, например, в свое время острую зубную боль утолял выстрелами из «Шмеля». Такие мы.

Хотя клоунов развелось тьма. Уверен, из рогатки не умеют стрелять. Серьезно.

— Проблема чеченских отцов и чеченских детей: молодые кажутся более резкими, агрессивными, ведут себя вызывающе. Действительно ли есть проблема молодого поколения чеченцев? Если такая проблема есть, вы, взрослые чеченцы, пытаетесь ее как-то решить?

Ведут они себя так потому, что я не они, пардон за тавтологию. Они дети не тех родителей. Дети нуворишей-light, отпрыски чиновничков вороватых из колониальной администрации. Дотационные, одним словом. Чего вы от них в столице метрополии, съеденной жуткой коррозией упадка, хотите?

— Есть ли в твоей жизни какие-то ценности, которых не понимают твои русские коллеги и друзья? Ты их отстаиваешь?

Ценности чеченца на самом деле не сильно разнятся с ценностями мужчины любой национальности.

Старших еще уважаем вдобавок.

— Что самое тяжелое для тебя как для чеченца в Москве?

Ксенофобия зашкаливает. А так терпимо. Хотя не должно быть в столице 150-миллионного государства терпимо. «Я так думаю!» — как говорил Фрунзик из «Мимино».

Да нет, здесь ничего тяжелого. Более двадцати лет живу. Было бы невмоготу —слинял бы. Хотя, честно сказать, семья не в Москве давно уже (семья нашего собеседника проживает за границей — Ред. ). Я тут работаю, одинешенький.

— А проблему зашкаливающей, по твоим словам, ксенофобии решить вообще реально?

Решить проблему выходцев с Кавказа? Загнули вы эка! Звучит по-медицински. Догадываюсь, сколько народу именно так и считает!

Если всерьез, то поселил бы людей, ответственных за это самое решение, на пару годиков в Лондон, Нью-Йорк, Торонто или Париж. Может, научились бы чему дельному. Хотя подозреваю, их семьи как раз там и учатся мультикультурности. Плавятся, так сказать, в котле, как сыр в масле.

— А как чеченцы относятся к русским?

Отношение к русским? Более 200 лет противостояния, два геноцида в одном ХХ веке. Как к старшему брату, как гласила советская пропаганда? Да нет. Далеко нет.

Хотя в далеких 80-х, когда я чабанил высоко в горах Кавказа (не хотел осенью в армию идти), один взрослый человек (похоже на начало банальнейшего тоста?) мне сказал: никогда не недооценивай русского Ивана. Так и сказал. А он знал, что говорит: 25 лет в Туруханском крае срок «мотал» и сам был далеко не робкого десятка. Почти как «отец народов» — налетчик.

Наверное, есть проблема отношения молодых чеченцев к русским. Странно было бы, если бы не было после двух войн почти на истребление на протяжении всей их молодой жизни.

Как я пытаюсь решить эту проблему? Женился на русской. Без шуток.

— Есть такой лозунг: «Хватит кормить Кавказ». Что ты о нем думаешь?

«Хватить кормить Кавказ» — предвыборный клич для охлоса. Были бы поумнее — статистические данные пролистали бы…

Материал подготовили: Ксения Федорова, Александр Газов

Прочла где-то тут тему о том, что дожна знать девушка,если она хочет замуж за чеченца.Хочу написать свою версию,т.к я являюсь таковой!)
Начнем с того,что женщина у чеченцев в большом почете и уважении, она имеет особый общественный статус. Женщина издравле- хозяйка огня/домашнего очага, мужчина является только хозяином дома.Женщин приветствуют стоя, особенно пожилых. Для чеченца величайший позор не почитать свою мать и её родственников.В Чечне, не пропускают женщину вперед, она должна идти сзади, заходить только после мужчины. Традиция пропускать женщину вперед появилась во времена пищерных людей, мужчина был добычиком,поэтому вес его жизни был тяжелее, если же в пещере хищник, то нападал первой на женщину.У чеченцев же наоборот, мужчина должен первым взять на себя опасность. Расскажу о том,как должна одеваться женщина, ни каких мини-юбок в Чечне! ни каких облегающих брюк, декольте, прозрачных кофточек, маек. Плечи должны быть закрыты, ноги тоже, хотябы по колено. Когда вы приходите в семью мужа,вы должны уважать его родителей, не перечить им. Готовит теперь в семье будите вы, его мама может вам помогать,но не обязана. Чеченцы очень чистоплотны, в доме всегда должен быть порядок. Вы не должны при его родственниках проявлять ласку к мужу, ни каких обнимашек,человашек, стреляний глазками,ведите себя скромно. Вам желательно выучить язык, т.к этим самым вы показываете,что уважаете его традиции. его менталитет.Но и для вас это плюс, частенько можно попасть в такие ситуации когда все разговаривают на чеченском,а вы ничего не понимаете, мне по началу казалось,что все обсуждают меня во время разговоров....да и к тому же лично для меня было бы унизительно не знать языка своих детей,но кому как.Смиритесь с тем,что ваши дети будут мусульмане. Чечнцы больше радуются рождению сына,чем дочери, т.к сын является продолжителем рода. Так же чеченцы очень гостеприимный народ,не удивляйтесь если в вашем доме постоянно будут гости. Если же вы идете в гости, то вы сразу же должны предложить свою помощь хозяйке, но не навязывайтесь,если сказали, не надо,значит сидите спокойно.Так же будьте готовы к нападкам от женской части родственников мужа,они могут показывать вам свое недовольство открыто, а могут и в тихую строить козни на вас. Не любят чеченки,когда женяться на русских, и это не по тому,что они все такие злые и противные, а потому,что войны которые были в чечне унесли много жизней.На данный момент в чечне помоему на 20 % больше женщин. Ну и получается так,что у них и так парней мало, и мы еще тут, чьего то потенциального жениха уводим!) В целом, меня все устраевает. Я домохозяйка, работаю дома, на нормальную работу муж не отпускает,а я и не хочу, все дела по дому сделала и занимайся чем хочешь в свое удовольствие.) Я смотрю на жизнь своих сестер и понимаю, что мне очень повезло. У всех моих сестер дома есть и драки и скандалы, то муж пьяный пришел,то совсем не пришел, то денег не дает,то еще что то!) А у меня полная противоположнось, не ругаемся,не скандалим, муж не пьет, не курит.Руку на меня ни когда не поднимал. Каждый день только и слышу,что я самая лучшая, самая красивая, что я его подарок с выше. Вообщем живу, как в сказке!) Главное понять весь их менталитет, принять их адаты...Не знаю как вы, но я готова ради любимого человека на что угодно, темболее в данном случает в ущерб себе я ничего не делаю.

Ваха Усманов, инженер (имя и фамилия вымышленные)

— Ты живешь в Москве больше двадцати лет. Кем ты себя ощущаешь: москвичом, московским чеченцем, просто чеченцем?

Конечно, я — чеченец. И, конечно, я — москвич. Но я понимаю, что ты хочешь спросить: есть ли разница между московскими чеченцами и теми, кто живет в Республике?

Здесь нужно оговорить: мы рассуждаем о нынешних временах, а не об СССР. Потому что, когда я приехал учиться в Москву, а это было в середине 80-х, все было по-другому. Я после армии поступил в университет, мною вся родня гордилась. Я поступал как армеец, а не по национальной квоте. Моим сокурсникам было глубоко все равно, откуда я. С Кавказа, и ладно. Никто дагестанцев от нас не отличал. Были сложности как у всех провинциалов: огромный город, новые люди, было трудно учиться жить в другой бытовой культуре. Я подчеркну: бытовой. Потому что тогда была и общая культура. И речь не только о литературе и кино, а о том, как себя вести.

— Что ты подразумеваешь под «бытовой»?

Элементарные вещи: у нас совершенно другие традиции общения, например, со старшими. Меня первое время просто убивало, когда я видел, что мои однокурсницы курят при своих родителях, спорят с ними.

Да и общение со слабым полом у нас иное. Точнее, тогда было так. Как сейчас в Чечне у молодежи это происходит, я не знаю.

— Ну, давай вернемся к ощущениям твоим…

Так вот, несмотря на, как тогда говорили, «единый советский народ», я всегда знал, кто я. Не хочу говорить про войну и все, что с ней связано, извини. Но я живу в Москве 28 лет. Это мой город. Я знаю тут все пробки и весь центр. Меня, как любого москвича, дико раздражают плитка собянинская и мигранты.

— Подожди, мигранты откуда? Из Средней Азии или твои соотечественники?

Да все те, кто ведет себя здесь не так, как обычный житель мегаполиса. Ты думаешь, если меня подрезает кавказец на тонированной девятке, я думаю что-то отличное от тебя в этой ситуации? Да, я не буду орать: «В своем ауле так води», но, поверь, так же бесит.

И когда возмущаются тем, что баранов в праздники на улице режут, я на стороне тех, кто возмущается. Отмечай, режь — но только там, где можно, чтобы не мешать другим.

— Ты часто ездишь в Чечню? Как ты себя там чувствуешь?

Давно не был. Так обстоятельства складываются.

— Ощущаешь ли ты негативное к себе отношение, когда люди узнают твою национальность? Тебе приходилось сталкиваться с открытой неприязнью из-за того, что ты чеченец?

Опять-таки, дели вопрос на СССР, на 90-е и на нынешнее время. Про Союз я сказал. В 90-е было странно. Мои друзья-нечеченцы, а таких большинство, старательно делали вид, что ничего не происходит, — никогда со мной о войне не говорили. Доходило до смешного. На какой-то вечеринке выхожу покурить — там все бурно обсуждают захват в Буденновске. Мой приятель, видя меня, тут же прерывается и изрекает: «У бандитов нет национальности».

Еще была ситуация в бане. А я париться хожу раз в неделю в одно и то же время. Ко мне все привыкли, откуда я — не спрашивали. Сидят мужики в парилке, об армии спорят. Я тоже ввязался и в разговоре сказал, откуда меня призвали. Молчание было минут пять. Они все переваривали, что за эти годы наговорили про Чечню и Кавказ вообще. Я говорю: «Расслабьтесь, мужики, ничего нового вы мне не сказали». Посмеялись, конечно. Но теперь стараются на скользкие, как им кажется, темы при мне не болтать.

На работе все знают, откуда я. Там никогда, даже во время «Норд-Оста», никакого лично к себе негатива я не чувствовал.

Честно говоря, и с незнакомыми тоже. Может, потому что у меня акцента нет. Хотя явно имя и фамилия кавказские. Но нет, врать не буду, я правда не сталкивался с откровенным страхом или неприязнью из-за своей национальности.

— Мы все читаем про «стреляющие свадьбы» и поведение гостей с Кавказа. Почему твои соотечественники так демонстративно дико себя ведут в столице?

Послушай, это малолетки. Если я тебе сейчас начну приводить примеры русских подростков с банками коктейлей, орущих матом у моего подъезда, ты скажешь — это другое дело. И правда, другое. Прости, но к быдлячеству своему привыкаешь. То есть мне вот недавно в электричке пришлось за шкирку двух малолеток вытаскивать — пьяные были, ругались так, что уши вяли. Но этот тип поведения москвичам знаком.

Другое мнение: история отношений России и Чечни на протяжении последних лет ни имеет никаких, даже притянутых за уши аналогов. Любая попытка представить в истории что-то хоть отдаленно похожее лишь подчеркивает абсурдную уникальность российско-чеченской ситуации. ()

А «стреляющие свадьбы»… Я это дикостью не назову, просто это в городе неуместно. Опять-таки вопрос культуры. Аборигены ходят голые где-нибудь в Африке — ты же не назовешь их некультурными? Это другая культура. Беда в том, что приехавшим в Москву юнцам никто не объяснил, как надо себя вести.

У меня аж зубы скрипят, когда я вижу «своего» в спортивных штанах где-то на Манежке. Но это поколение, выросшее уже после Советского Союза. Они же толком и не учились там. Выросли же во время войны. Со всеми атавизмами этой войны и с изломанной психикой «детей войны».

Опять же, московские чеченцы так себя не ведут.

А стрельба… На Балканах на свадьбах и крестинах палят будь здоров. Традиции такие. Я, кстати, не помню, чтобы в моем детстве кто-то стрелял. Не уверен, что и на Кавказе много таких праздников — с залпами. Это для меня тоже непонятно, хотя их мотивация ясна — для куражу.

Ты учти еще одно — алкоголь. У нас раньше была малопьющая нация. Точнее, пьющая вино. Хотя и самогон, и коньяк — все было, но как-то в меру. Про наркотики во времена своей юности я вообще не ведал.

Не буду голословен, не знаю, как с этим дела в Чечне обстоят. Но сам был неоднократным свидетелем: приезжают учиться сюда молодые, и постепенно начинаются и алкоголь без меры, и трава. А пить не умеют совсем, ну и понеслось...

— При тебе коллеги это обсуждают?

Да. Я им говорю то же, что тебе сейчас.

— Есть ли в твоей жизни какие-то ценности, которых не понимают твои русские коллеги и друзья? Ты их объясняешь? Отстаиваешь?

Ну, ценности, наверное, у меня общечеловеческие. Разница в традициях и менталитете есть. Но давай так: я говорю про себя лично.

У нас жесткое табу на публичное обсуждение и ведение разговора на тему полов и половых отношений. Даже в сугубо мужской компании на это вето.

Ну и третье: отношение с родителями, со старшими и вообще семья. Вот моя жена, когда приезжают мои родственники, молча им подает на стол и уходит к себе в комнату. Но это не более чем традиционное поведение. Хотя когда мы дома одни или с друзьями, все иначе.

И вот по всем этим трем пунктам мне приходится страшно спорить со своими русскими друзьями. Они не понимают этого, а принять не хотят. Мои объяснения, что так принято, что это обычай как обычай, например, что невеста не присутствует на собственной свадьбе, не действуют.

Но я уже привык к таким вопросам и недоумению, типа: как же так, ты с нами выпиваешь, почему ты, взрослый, образованный человек, не можешь поступать в присутствии родственников как хочешь. Да дело в том, что я хочу, чтобы им было комфортно! Чтобы не было за меня стыдно.

В конце концов, это с детства — привычка безоговорочно слушаться старших. Да, наверное, многое в личной жизни у меня пошло бы по-другому, если бы я мог не то чтобы спорить — хотя бы не воспринимать совет родителей как прямое указание к действию, но это внутри сидит: сказали старшие — обязан сделать.

— А как бы ты решил проблему, которую деликатно называют «отношение к выходцам с Кавказа»? Ее можно решить в принципе?

В Москве легко бы решил. Пускать сюда только тех, кто приезжает действительно учиться или работать, а не лоботрясничать на родительские деньги. Жестко контролировать занятость приезжих с Кавказа.

А дальше скажу то, почему я и попросил об анонимности этого интервью, — меня на родине вряд ли в этом поймут. Я бы запретил землячество. То есть не землячество как таковое, а вот эту клановость. Ведь как сейчас в вузах — все кавказцы тусят вместе. Они общаются друг с другом, выпендриваются друг перед другом, и дальше то, что ты назвала «диким поведением». И так везде. Например, устроился кто-то в Воркуте в милицию. Тут же родственники шлют племянника: мол, пристрой. И ты, что делать, пристраиваешь — так положено.

Должно быть вот как. Допустим, вы владеете магазином. Отлично. Но продавцы у вас должны быть не ваши …юродные братья и племянники, а местные. Потому что, приезжая в Россию, молодые чеченцы ничего о ней, по сути, не знают. Варятся в котле родственников, а русские для них остаются чужими и совершенно незнакомыми. Вот они видят: идет девушка в мини и с сигаретой. И мысли у них простые: она доступна. Они ничего о вас не знают, видят лишь внешнее.

А окуни их, как меня в свое время, в среду другую — быстро бы поняли, что к чему.

Не будет землячеств — не будет и ситуации, когда задержанного за что-то кавказца приезжает выкупать толпа.

То же и в армии: я у себя в роте был один чеченец, и все нормально. Надо служить не вместе с земляками. Это невольно же — сбиваешься в одну кучу со своими. А дальше логично: остальные становятся по ту сторону. А в армии чувство землячества обострено.

Можно много говорить о воспитании в самой Чечне, правда, я в этом некомпетентен. Но как бы тебя ни воспитывали дома, в гостях ты должен приноравливаться. И будешь это делать, если будешь знать: никакой дядя тебя не выручит и за тебя не заплатит.

Уверяю тебя: если сюда будут приезжать только по делу и жить самостоятельно, без этого вечного кучкования, все быстро наладится.

Да, еще — никаких национальных квот на учебу. Пусть приезжают и поступают на общих основаниях и учатся так же, чтобы можно было их отчислять. По квоте-то стараются им трешечку натянуть… Увидишь: в разы меньше будет бесцельно слоняющейся около своих вузов молодежи.

— Как раз хотела спросить. Смотри: в бытовых конфликтах между чеченцами и русскими в Москве обычно участвуют молодые чеченцы. Кажется, что именно они более агрессивны, чем более зрелые, взрослые чеченцы, скажем, твоего возраста и старше. Пытаетесь ли вы решить проблему молодых чеченцев?

Да, такая проблема есть. Не знаю, как решить. С нами-то они тише воды ниже травы — слова лишнего не позволят. Те, кто не застал СССР, для меня терра инкогнита — то есть я вижу, что мы говорим на одном языке, они знают мои обычаи, но и только. Люди с другой планеты для меня.

У меня есть приятель, компьютерщик. К нему 18-летний племянник из Шали приехал. Казалось бы, какой айтишник не найдет общего языка с современным подростком, который с утра до вечера у ноутбука торчит? Не нашли. «Я не знаю, о чем с ним можно разговаривать. Он абсолютно темный. То есть непросто неграмотный, а табула раса», — это друг потом жаловался. А у парнишки, между прочим, прекрасные баллы по ЕГЭ.

Опять же, молодые чеченцы, о которых ты спрашиваешь, приехавшие. Выросшие в Москве, естественно, другие.

Правда, не знаю, думал уже много раз об этом. Выпороть бы их... Повторюсь: со старшими чеченцами, то есть с нами, они ж мегакорректны.

— А как чеченцы — и те, кто приезжает в Москву, и те, кто проживает в самой Чечне, — относятся к русским? Многие русские говорят, что они в лучшем случае чувствуют к себе пренебрежение вперемешку с насмешками, в худшем — агрессию.

Про современную Чечню не скажу. Но когда я слышу, что, мол, мы — моноэтническая нация, мне смешно. Всегда женились на русских. Замуж да, выходили редко. Но смешанных браков было полно. Вспомни Джохара Дудаева. Так что раньше все было нормально.

А спрашивать, как московские чеченцы относятся к русским… Я даже себе так не формулирую. Для меня есть конкретные люди, все от них зависит. Я что, думаю, что ты русская? Ты — это ты, и все.

— «Хватит кормить Кавказ» — ты поддерживаешь этот лозунг, столь популярный среди многих россиян?

Опять же, не знаю. Я не слишком представляю сейчас экономику Чечни. С одной стороны, разрушено же было все. С другой — я сам все время думаю: откуда у 18-летних пацанов мерседесы? И ведь много таких по Москве ездит.

Скажу банальность: убрать бы везде взяточников, откаты, «договоримся» и все, что вы, журналисты, называете коррупцией, — тогда кормить пришлось бы меньше. Но ведь кому-то и здесь выгодна эта кормежка?

Турпал Сулаев, бизнесмен (имя и фамилия вымышленные)

— Два десятилетия в столице — срок немалый. Ты москвич, московский чеченец или просто чеченец? Кем себя ощущаешь?

Каково мне с самоидентификацией — так, надо полагать, звучит вопрос? Отвечу просто, безо всяких: каким родился, таким и уродился.

Постараюсь объяснить. Для чеченца свобода — это главное. Все мы рождаемся свободными — мы это уяснили еще задолго до Декларации прав человека. Далеко задолго. «Здравствуй» по-чеченски «ходи свободным» переводится. На этом зиждется чеченское Все.

— Когда люди в Москве узнают твою национальность, ты чувствуешь опаску или негатив с их стороны?

И то, и другое ощущал, причем еще в советское, предельно интернациональное время. Нацмен — советский эвфемизм. Типа «чурки». Хотя по типу я европеоид. По-аглицки, если кто не знает, caucasian. Кавказец то есть. Это так в свое время ревнители чистоты расы эталон белой расы назвали. Ирония судьбы...

Скажет мне кто такое в лицо — не позавидуют ему боги. Отметелю. Говорят же шотландцы, кстати, тоже в основе своей горцы: Nemo me impune lacessit («Никто не тронет меня безнаказанно»).

Но не скажу, что особо парюсь по этому поводу, вырос уже.

— «Стреляющие свадьбы», танцы на улицах, гонки на крутых машинах... Почему твои соотечественники периодически так дико себя ведут?

«Стреляющие свадьбы» — честно сказать, это в генах. Почитайте классиков русских. В частности, самого достойного — Михаила Юрьевича Лермонтова. Почему называю его по батюшке? А потому что, будучи пацаном лет 25, он проявлял чудеса храбрости и мужского, воинского достоинства. Воин, одним словом.

Ну еще Толстого «Хаджи Мурат». Если недостаточно, то Германа Садулаева, если кто не знаком. Человек, никогда не воевавший, описал, как чеченец чувствует оружие. Я, например, в свое время острую зубную боль утолял выстрелами из «Шмеля». Такие мы.

Хотя клоунов развелось тьма. Уверен, из рогатки не умеют стрелять. Серьезно.

— Проблема чеченских отцов и чеченских детей: молодые кажутся более резкими, агрессивными, ведут себя вызывающе. Действительно ли есть проблема молодого поколения чеченцев? Если такая проблема есть, вы, взрослые чеченцы, пытаетесь ее как-то решить?

Ведут они себя так потому, что я не они, пардон за тавтологию. Они дети не тех родителей. Дети нуворишей-light, отпрыски чиновничков вороватых из колониальной администрации. Дотационные, одним словом. Чего вы от них в столице метрополии, съеденной жуткой коррозией упадка, хотите?

— Есть ли в твоей жизни какие-то ценности, которых не понимают твои русские коллеги и друзья? Ты их отстаиваешь?

Ценности чеченца на самом деле не сильно разнятся с ценностями мужчины любой национальности.

Старших еще уважаем вдобавок.

— Что самое тяжелое для тебя как для чеченца в Москве?

Ксенофобия зашкаливает. А так терпимо. Хотя не должно быть в столице 150-миллионного государства терпимо. «Я так думаю!» — как говорил Фрунзик из «Мимино».

Да нет, здесь ничего тяжелого. Более двадцати лет живу. Было бы невмоготу —слинял бы. Хотя, честно сказать, семья не в Москве давно уже (семья нашего собеседника проживает за границей — Ред. ). Я тут работаю, одинешенький.

— А проблему зашкаливающей, по твоим словам, ксенофобии решить вообще реально?

Решить проблему выходцев с Кавказа? Загнули вы эка! Звучит по-медицински. Догадываюсь, сколько народу именно так и считает!

Если всерьез, то поселил бы людей, ответственных за это самое решение, на пару годиков в Лондон, Нью-Йорк, Торонто или Париж. Может, научились бы чему дельному. Хотя подозреваю, их семьи как раз там и учатся мультикультурности. Плавятся, так сказать, в котле, как сыр в масле.

— А как чеченцы относятся к русским?

Отношение к русским? Более 200 лет противостояния, два геноцида в одном ХХ веке. Как к старшему брату, как гласила советская пропаганда? Да нет. Далеко нет.

Хотя в далеких 80-х, когда я чабанил высоко в горах Кавказа (не хотел осенью в армию идти), один взрослый человек (похоже на начало банальнейшего тоста?) мне сказал: никогда не недооценивай русского Ивана. Так и сказал. А он знал, что говорит: 25 лет в Туруханском крае срок «мотал» и сам был далеко не робкого десятка. Почти как «отец народов» — налетчик.

Наверное, есть проблема отношения молодых чеченцев к русским. Странно было бы, если бы не было после двух войн почти на истребление на протяжении всей их молодой жизни.

Как я пытаюсь решить эту проблему? Женился на русской. Без шуток.

— Есть такой лозунг: «Хватит кормить Кавказ». Что ты о нем думаешь?

«Хватить кормить Кавказ» — предвыборный клич для охлоса. Были бы поумнее — статистические данные пролистали бы…

Материал подготовили: Ксения Федорова, Александр Газов



Просмотров