Тест на тему: Картотека: "Анкеты и тесты для родителей".
Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому мы предлагаем вам данный мини-тест.
Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении со своими детьми.
- Сколько раз тебе повторять! (2)
- Посоветуй мне, пожалуйста. (1)
- Не знаю, что бы я без тебя делал(а)! (2)
- И в кого ты только уродился! (2)
- Какие у тебя замечательные друзья! (1)
- Ну, на кого ты похож(а)! (2)
- Я в твое время! (2)
- Ты моя опора и помощник(ца)! (1)
- Ну что за друзья у тебя! (2)
- О чем ты только думаешь! (2)
- Какая ты у меня умница! (1)
- А ты как считаешь, сынок (доченька)? (1)
- У всех дети как дети, а ты? (2)
- Какой ты у меня сообразительный(ая)! (1)
Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ. Конечно, вы понимаете, что наш мини-тест лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой же вы родитель, не знает никто лучше вас самих.
7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности!
9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
11-12 баллов. Вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви, развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.
13-14 баллов. Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его словам!
Совет: Мы не хозяева жизни своих детей. Мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего. Поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут повлиять на путь ребенка.
"Как вы относитесь к воспитанию своего ребенка?", "Хватает ли вам терпения, внимания, желания, времени для него?": на этот и другие вопросы, вам поможет ответить этот совершенно несерьезный и не имеющий никакого отношения к детской психологии, но от этого не менее познавательный тест для родителей.
Вопросы к тесту
1. Есть ли у вашего ребенка детская комната?
Да - 5 баллов
Нет - 1.
2. Уделяете ли вы внимание ребенку каждый день?
Да - 5 баллов
Нет - 1.
3. Терпеливы ли вы, когда он капризничает, плохо ест?
Всегда - 5 баллов
Иногда - 3.
Никогда -1.
4. Умеете ли вы прощать своему ребенку шалости?
Да - 5 баллов
Иногда - 3.
Никогда - 1.
5. Пользуетесь ли вы телесными наказаниями?
Да, часто - 1 баллов
Иногда - 3.
Принципиально нет - 5.
6. Хотели ли бы вы, чтобы ваш ребенок во всем с вами делился?
Да - 5 баллов
Иногда - 3.
Не хочу - 5.
7. Ваш ребенок послушен?
Всегда - 5 баллов
Иногда - 3.
Нет - 1.
8. Если вы что-то запрещаете ребенку, объясняете ему причину запрета?
Да, всегда - 5 баллов
Иногда - 3.
Нет - 1.
9. Требуете ли вы от своего ребенка выполнения всех обязанностей, которые, вы считаете, он должен выполнять?
Всегда - 5 баллов
Иногда - 1.
Нет - 1.
10. Следите ли вы за специальной педагогической литературой?
Да - 5 баллов
Иногда - 3.
Нет - 1.
Обработка результатов
А теперь подсчитайте набранные баллы:
От 10 до 23 баллов: вероятно вы неверно воспитываете своих детей. И чем меньше вы набрали очков, тем в большей степени это проявляется. Если вы в ближайшее время коренным образом не измените методы своего воспитания, вполне может случиться, что ваш ребенок огорчит, будет постоянно огорчать вас или замкнется в себе.
От 24 до 37 баллов: ваши взгляды на воспитание в основном правильны. Тем не менее, вам, вероятно, необходимо постоянно проявлять заботу о ребенке. В противном случае у вас в конце концов возникнут проблемы в отношении с вашим детьми.
От 38 до 50 баллов: вы заслуживаете большой благодарности, признания как способный воспитатель. У вас достаточно терпения, упорства и любви к ребенку. А это так важно!
(1 голос : 5 из 5 )Воспитание детей – сложный и ответственный процесс. И тут каждый стремится достичь успеха. Правда, не каждому удается это. Возможно, мы неправильно что-то делаем. Как узнать – правильно или нет, как узнать, какой вы – мудрый родитель, добрый ли или строгий, понимающий или равнодушный? Пройдите тест, отмечая те вопросы и фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.
Вопросы и фразы и ч исло баллов
Сколько раз тебе повторять? — 2
Посоветуй мне, пожалуйста — 1
Не знаю, что бы я без тебя делал(а) — 1
И в кого ты такой уродился?! — 2
Какие у тебя замечательные друзья! — 1
Ну на кого ты похож (а)? — 2
Я в твои годы!.. — 2
Ты моя опора и помощник(ца) — 1
Ну что за друзья у тебя? — 2
О чем ты только думаешь?! — 2
Какая (какой) ты у меня умница! — 1
А как ты считаешь, сынок (доченька)? — 1
У всех дети, как дети, а ты… — 2
Какой (какая) ты у меня сообразительный (ая)! — 1
Оценка результатов
Подсчитайте общее число баллов. Если вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становлению его личности.
Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.
11 баллов и выше — вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!
Тест родительского отношения
Чтобы прояснить для себя свое Родительское отношение, авторы предлагают родителям честно и беспристрастно ответить на 61 вопрос предлагаемого опросника, которые по пяти шкалам разложат это самое отношение и помогут понять себя, как воспитателя, а психологу прояснят, как в свою очередь, помогать таким родителям, дабы они строили и как можно успешнее свое общение с подрастающим поколением.
Вот эти 5 шкал, по которым анализируются получаемые ответы:
И непосредственно сами вопросы, отвечать на которые до невозможности просто -«да» и «нет» :
Опросник
Оценка результатов
Для каждой из выявляемых шкал характерны следующие вопросы:
За ответ «да» в любой из категорий испытуемый получает 1 балл, за ответ «нет» - 0 баллов.
То есть высокие показатели скажут о развитости родительских отношений именно по этой шкале.
Интерпретация результатов
24-33 по шкале«принятие - отвержение»
скажут, что у анализируемого есть четко и положительно выраженное отношение к ребенку. Родитель уважает ребенка, принимает его и признает в его индивидуальности, поддерживает его интересы и планы на будущее, проводит с ребенком много времени, не сожалея о потраченном.
0-8 по шкале«принятие - отвержение»
поведают о том, что родитель испытывает к ребенку в основном только отрицательные чувства: злость, раздражение, досаду, иногда даже ненависть. Такой родитель называет ребенка неудачником, дает клички и нелестные прозвища, не верит что ребенок способен на хорошее, низко оценивает его способности и часто своим отношением третирует ребенка.
7-8 по шкале «кооперация»
родитель признает и поощряет ребенка, проявляет интерес к его склонностям, высоко ценит дитя, дает ему разумную самостоятельность и инициативу, общается на равных.
1-2 по шкале «кооперация»
родитель не делает ничего для упрочнения отношений с ребенком, и явно не претендует на роль Макаренко или Сухомлинского.
6-7 по шкале «симбиоз»
у родителя нет особой психологической дистанции, он подпускает ребенка к себе, делится мыслями и чувствами, старается удовлетворять потребности ребенка, ограждает его от неприятностей, заботится о ребенке.
1-2 по шкале «симбиоз»
Такой взрослый не подпускает ребенка к себе, во всяком случае психологически, мало интересуется и заботится о своем подопечном.
6-7 по шкале «контроль»
1-2 по шкале «контроль»
без прикрас сообщают о том, что контроль за ребенком со стороны родителя практически отсутствует.
Самым оптимальным вариантом оценки педагогических способностей родителя по этой шкале будет золотая середина (3-5 баллов).
7-8 по шкале «отношение к неудачам ребенка»
Родитель не верит в удачу ребенка, для него он вечно маленький несмышленыш, взрослый пребывает в убеждении, что все интересы ребенка не серьезны, и их можно спокойно игнорировать.
1-2 по шкале «отношение к неудачам ребенка»
Родитель верит в ребенка, считает неудачи преходящими. Такой вариант, конечно же, более предпочтителен, особенно при выборе профессий преподавателя, воспитателя.
Цель : определение успешности выполнения роли родителя – «конструктора», «проектировщика», «строителя» детской души.
Ход выполнения : родителям предлагается тест. Следует выбрать один из трех предлагаемых ответов на каждый вопрос.
п/п
Вопросы
Ответы
Можете ли ВЫ?
Не могу (В)
Обработка данных и их интерпретация:
Ответ А оценивается в 3 балла, ответ Б – в 2 балла, ответ В – в 1 балл.
от 0 до 7 баллов : низкий уровень родительской компетентности, отсутствие элементарных представлений о воспитании и развитии своего ребенка.
от 8 до 14 баллов – низкий уровень родительской компетентности: у родителей серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Им не достает либо знаний, либо желания или стремления воспитать в ребенке личность, а возможно, и того и другого.
от 15 до 30 баллов – средний уровень родительской компетентности: забота о ребенке для родителей – вопрос первостепенной важности. Родители обладают способностями воспитателя, но на практике не всегда применяют их последовательно и целенаправленно. Порой чересчур строги, в других случаях – излишне мягки. Кроме того склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Им следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию.
от 30 до 39 баллов - высокий уровень педагогической компетентности: ребенок – самая большая ценность в жизни родителей. Родители стремится не только понять, но и узнать его, проявляя высокий уровень родительской компетентности. Относятся к нему с уважением, придерживаясь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, действуют правильно и могут надеяться на хорошие результаты.
Инструкция:
Варианты ответов:
1 – почти никогда;
2 – время от времени;
3 – иногда;
4 – часто;
5 – почти всегда.
Критерии оценки
Баллы
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
Интерпретация :
При анализе результатов самооценки семейной самоорганизации следует иметь в виду, что общий показатель может находиться в диапазоне от 20 до 100 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень семейной самоорганизации как критерия операционально-деятельностного компонента воспитательного потенциала семьи.
При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки:
20-29 баллов - очень низкий уровень семейной самоорганизации;
30-54 баллов – низкий уровень;
55-69 баллов – средний уровень;
70-100 баллов – высокий уровень.
Опросник «Какой Вы родитель»?
п/п
Вопросы
Ответы
Можете ли ВЫ?
Могу и всегда так поступаю (А)
Могу, но не всегда так поступаю (Б)
Не могу (В)
В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком
Посоветоваться с ребенком, не взирая на его возраст
Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему
Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты
Поставить себя на место ребенка
Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)
Рассказать ребенку поучительный случай из своего детства, представляющий вас в выгодном свете
Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка
Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение
Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, вести себя, как захочет, и ни во что не вмешиваться
Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка
Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть
Опросник «Изучение самоорганизации семьи»
Инструкция:
Опишите сейчас свою семью. Обведите наиболее подходящий для Вас вариант ответа и обведите его кружком.
Варианты ответов:
1 – почти никогда;
2 – время от времени;
3 – иногда;
4 – часто;
5 – почти всегда.
Критерии оценки
Баллы
1. Члены семьи просят друг друга о помощи
1 2 3 4 5
2. В решении проблем следуют предложениям, выдвинутым детьми
1 2 3 4 5
3. Мы одобряем друзей друг друга
1 2 3 4 5
4. Дети имеют свое мнение о дисциплине
1 2 3 4 5
5. Мы любим делать что-либо нашим близким семейным кругом
1 2 3 4 5
6. Разные люди в нашей семье берут на себя роль лидера
1 2 3 4 5
7. Члены семьи чувствуют, что им ближе те или иные члены собственной семьи, чем кто-то из внесемейного круга общения
1 2 3 4 5
8. Наша семья меняет способ разрешения проблем
1 2 3 4 5
9. Члены семьи любят проводить свободное время друг с другом
1 2 3 4 5
10. Родители и дети обсуждают друг с другом меру наказаний
1 2 3 4 5
11. Члены семьи чувствую близость друг к другу
1 2 3 4 5
12. Дети в нашей семье принимают решения
1 2 3 4 5
13. Когда семья собирается что-то делать, то присутствуют все
1 2 3 4 5
14. В нашей семье правила меняются
1 2 3 4 5
15. Мы легко планируем дела, которые мы можем планировать вместе, всей семьей
1 2 3 4 5
16. Мы передает ответственность за ведение дел по дому друг другу
1 2 3 4 5
17. Члены семьи советуются друг с другом в принятии решений
1 2 3 4 5
18. Трудно определить, кто в нашей семье главный
1 2 3 4 5
19. Очень важно в семье быть всем заодно
1 2 3 4 5
20. Трудно ответить, кто именно в семье выполняет повседневную домашнюю работу