В какой день прячутся змеи. Когда отмечается Сдвижение? Праздник Сдвижение: традиции и обряды

Для православных людей конец сентября является временем наступления великого праздника Сдвижения (Воздвижение Животворящего, Честного Креста Господа).

Это двунадесятый праздник, который установили в память того, что святая Елена обрела тот самый Крест, на котором когда-то распяли Иисуса Христа.

Праздник Сдвижение. Описание и легенды

В 326 году, по легенде, проводились раскопки на месте, где раньше была Голгофа. Именно тогда нашли пещеру Гроба Господня, и совсем близко от нее находилось три креста. Определить, какой именно крест принадлежал Иисусу, удалось благодаря больной женщине. Несчастная прикоснулась к одному из них, и ее недуг сразу же прошел. Это было настоящее чудо.

Есть еще одна легенда, которая гласит о том, что мимо крестов проносили умершего, чтобы провести обряд погребения, и его рука случайно дотронулась до креста. Как только это произошло, покойный ожил, и так смогли определить, какой именно крест принадлежал сыну Господа.

А затеял поиск Святого Креста правитель Константин. Перед этим ему во сне явился Иисус Христос и сказал, что если тот изобразит на своих флагах крест, то победа будет за ним. После того как Константин выиграл битву, он поклялся, что будет максимально распространять христианство по миру. На поиски места, где была Голгофа, он отправил Елену, которой потребовалось немало времени, чтобы достичь цели. После того как крест был найден, правитель приказал воздвигнуть храм с кусочком этого креста. Он сохранился по сей день и считается одной из величайших святынь христианства.

История

Сдвижение - церковный праздник, он считается последним днем бабьего лета. Как только крестьяне заканчивают праздновать, наступают холода, и осень вступает в свои законные права, это неотъемлемая часть природы. В былые времена считалось, что в честь этого праздника стоит воздвигнуть часовню или церквушку, поэтому православные люди часто занимались подобными постройками именно 27 сентября.

Кроме того, еще в давние времена на Руси в этот праздник воздвигали придорожные кресты. Этот обычай поддерживается до сих пор, считается что крест, воздвигнутый на православный праздник Сдвижение, показывает благодарность людей Богу за то, что он защищает их от зла и всех напастей. К тому же в дальнейшем он будет оберегать селение от злых сил и навеянных бед.

Молитвы

Сдвижение - церковный праздник, и в это время православные совершают крестовые ходы, поскольку предание гласит, что такие походы помогут защитить народ от напастей и бед на протяжении всего последующего года. Те верующие, которые имели свои поля и угодья, обходили их, держа в руках иконы, произнося молитвы о будущем урожае, чтобы он был хорошим.

За здравие больных людей также молятся именно в этот день. Считается, что в честь праздника Господь услышит их и подарит заболевшему прощение, лишив его всех недугов. Это связано с легендами и поверьями о целебной силе воскрешения Животворящего Креста. По народным приметам, в этот день молитва может и со смертного ложа поднять.

Битва добра и зла

Предания также гласят о том, что во время Сдвижения происходит битва между двумя силами, добрыми и злыми. И когда противостояние только набирает обороты, темные силы начинают побеждать. По преданию, земля начинает трястись, и из нее появляется Святой Крест Господень, и добро начинает побеждать зло. Считается, что в это время всю землю заливает небесный свет, очищая ее от нечисти. Лучи света, исходящие от этого креста, сжигают зло полностью, спасая простой народ от лукавого. И победу обретает все праведное и чистое. И каждый год происходит эта битва в знак доказательства того, что все добро всегда будет побеждать темные силы. Многие интересуются тем, праздник Сдвижение какого числа отмечается, чтобы точно знать, когда происходит эта вечная борьба.

Частично этот момент мистифицирован в некоторых селениях. Так, есть поверье, что в эту ночь обязательно нужно закрывать подвалы и погреба. Во время битвы свет загоняет всю нечисть под землю, и когда борьба еще продолжается, темные силы могут воспользоваться человеческими строениями и пересидеть битву, чтобы потом вылезти через них. До сих пор в некоторых селах закрывают все места, способные скрыть нечисть от яркого света Креста.

Капустницы

С давних времен праздник Сдвижения в народе начали называть капустницами. Практически все высказывания того времени связывали капусту со Сдвижением. Этот овощ всегда был в почете в простонародье, о чем говорит множество пословиц и поговорок того времени. Также капустниками называли праздники, которые устраивала молодежь в честь Сдвижения. В давние времена на Руси девушки надевали свои самые яркие наряды и ходили по соседям, так сказать, рубить капусту. При этом они пели веселые песни и веселились, а в домах, куда они заходили, их угощали пивом, сладким медом и другими яствами. Чтобы воссоздать старые традиции, для многих важно знать, праздник Сдвижение какого числа нужно отмечать.

При этом все молодые парни смотрели на девушек и искали среди них себе будущую невесту. Ближе к вечеру, когда ритуал с капустой был уже закончен, все это перерастало в гуляния и празднество. Нередко после таких мероприятий играли свадьбы, причем на Покров, в середине октября.

Сдвижение - праздник (какого числа он наступает, интересуются до сих пор) очень важный. С конца сентября и до Покрова устраивали капустные вечеринки. Считается, что Воздвиженские капустники - это именно девичий праздник. Когда вечером сходились парни в поиске невест, среди гостей обязательно был тот, кто уже приглянулся девушке. Существует даже специальный заговор, который девицы на выданье читали семь раз на Сдвижение, чтобы парень, который нравится, тоже оценил красоту избранницы.

Пост

Хоть Сдвижение - праздник двунадесятый, в этот день все равно нужно соблюдать строгий пост. Как утверждается в старых поговорках, не важно, на какой день недели выпадет это празднество, весь день должна быть постная еда. По церковным уставам, те, кто не соблюдает пост в этот день, получат по заслугам - на них воздвигнется семь грехов. Все дело в том, что люди постятся в память о мучениях, которые перенес Христос во время распятия.

Но все празднования посвящены тому, чтобы люди вспоминали об обретении Креста. Поскольку до сих пор отмечают Сдвижение (праздник), что нельзя делать в этот период, интересуются многие православные люди. Во время поста запрещается есть мясо, рыбу, а также любые молочные продукты и яйца. Тот, кто соблюдает этот пост, может рассчитывать на прощение всех семи смертных грехов.

По словам церковнослужителей, апостол Павел призывал православных со смирением нести свой Крест. То есть принимать все обиды за Иисуса, при этом не удивляться предательству самых близких и родных людей, спокойно относиться к неприятностям, полученным от друзей. При этом важно сохранять смиренность, не желать им ни зла в ответ, ни смерти, и искренне молиться. Нужно чтобы откровенность молитвы была равносильна тому, как молился Христос на кресте. То есть Апостол призывает всех не забывать о том, что каждый заслуживает прощения, ибо не ведает он, что творит. В этом и заключается вся суть описываемого праздника.

На Сдвижение (праздник) что нельзя делать, так это отворачиваться от традиций, очень важно найти собственный крест каждому человеку. Ведь все мы с учетом ритма нашей жизни заваливаем личные кресты мусором, и часто они лежат у нас на самом дне. Мы загрязняем наши чистые души всем тем, что так милостиво преподносит нам лукавый, и поэтому важно понять для самих себя, какой крест мы несем. Каждый из нас выполняет свою особую миссию на земле, и не стоит забывать о том, какова она. Нужно открыть душу миру и делать все для исполнения нашего предназначения. Нужно помнить, что Господь помогает нам нести наш крест, и если мы исполняем его волю, он всегда делает препятствия на нашем пути легче.

Бдение

В церквях сохранилась старинная традиция на день Воздвижения, которая называется бдением и Литургией. Отличием от других празднеств является то, что служить нужно всю ночь. Кульминацией этого события считается момент, когда священнослужитель, облаченный в фиолетовое одеяние, выносит Крест. Каждый, кто молится в храме, должен поцеловать святой предмет, после чего получить помазание святым елеем. После чего Крест кладут на аналое, где он находится до дня отдания Сдвижения - 4 октября.

Поверья

По народным поверьям, в этот день нельзя ходить в лес, поскольку именно на Сдвижение змеи и другие лесные обитатели готовятся к зиме. Считается, что Сдвижение - праздник, в ночь которого Леший пересчитывает всех обитателей чащи, и обычному человеку лучше не видеть этого. Таким образом, выходит, что ночные прогулки могут быть крайне опасны. Не рекомендуют также праведным верующим начинать значительные дела, поскольку все они будут не окончены и пойдут прахом. Как видите, имеет немалое значение Сдвижение (праздник). Можно ли работать в этот день? Ответ - можно, ведь заготовка капусты - это тоже труд.

Чтобы защититься от злых сил, в старину на каждой двери в доме рисовали крест. Кроме того, чтобы сберечь скот от напастей, к нему в ясли укладывали деревянные крестики. Те, кто не заготовил специального креста, клали две веточки рябины, перекрещенные и скрепленные между собой.

Очистка дома от негатива

Кроме празднования и поста очень важным моментом на Сдвижение (праздник, который раньше отмечали все) является очистка дома от негатива и темных сил. Для этого со старых времен в церкви покупают три свечи и ставят их вместе, поджигая. После чего берут святую воду и окропляют в доме все углы крестообразными движениями. В этот момент нужно трижды прочесть «Отче наш» от чистого сердца, надеясь на то, что Господь поможет очистить дом от напастей и зла.

Приметы

Относительно этого праздника существует огромное количество примет. В основном они связаны с насущными делами народа. Есть приметы, относящиеся к заготовке капусты к зиме, говорящие о том, что у хорошего хозяина в этот день обязательно будет пирог с капустой. Все дело в том, что в старые времена действительно все заготавливали этот овощ на зиму именно на Сдвижение, поэтому имеется так много традиций на этот праздник.

Также существуют приметы, которые касаются походов в лес и змей. Они в основном призваны предостеречь народ от необдуманных решений. Сдвижение - праздник, содержащий много предупреждений. Ведь змеи, которые ищут себе ночлег, достаточно агрессивны, они могут навредить случайному путнику.

Также приметы призывают закрывать все двери в домах, чтобы змеи и другие насекомые не влезли зимовать в жилище.

И последняя часть примет относится к надвигающимся холодам. Воздвижение напрямую относится к окончанию бабьего лета, и после него по ночам начинаются заморозки. Поэтому приметы предупреждают людей о том, что стоит теплее одеваться по утрам и вечерам, чтобы не простыть.

Обычаи на Воздвижение

В древних летописях этот день имеются как «Ставровый», на который принято было ходить крестным ходом вокруг сел и городов, защищая их таким образом от бед, врагов и болезней. В деревнях также обходимо и поля, чтобы на следующий год получить богатый урожай. В Воздвиженье с полей забирали последний сноп и это служило окончанием сбора урожая, последним, третьим праздником встречи осени и началом подготовки к зиме.

В этот же день, было запрещено ходить в лес: все живое готовилось к зиме, звери уходи в норы, сползались на зимовку в одно место змеи. Даже нечисть, и та готовилась впасть в спячку до весны. Сегодня распространено поверье, что такой запрет обосновывался на том, что змеи в этот день очень злые и если вы помешаете им, вас покусают. А вот в древности, люди просто уважали все живое и старались не нарушать единения животных и природы. При этом, славяне верили, что та змея, которая вас укусит, уже не сможет вернуться обратно в нору и она обречена на смерть из-за того, что преступила законы своего племени.

Большую опасность в лесу в этот день, представляли не животные, а нечисть: лешие, водяные, оборотни злились, что им приходится ложиться в спячку и они не смогут больше вредить людям. В Воздвиженье у нечисти был последний сход, во время которого они прощались друг с другом и отправлялись спать. Тем людям, которые нарушали их покой, они могли и навредить, закрутить в лесу, наслать проклятие и порчу.

Важным этот день был и для домашней нечисти. В отличие от лесной, эти духи были полезными для семьи и домашнего очага, являлись их защитниками и хранителями. Поэтому в Воздвиженье отмечали именины Овинника – хранителя овина, места, где хранилась и мололась пшеница. Помещение не топилось, в нем не велась никакая работа, на полу расстилали вышитые рушники и на них оставляли угощение для духа. Считался этот праздник и днем капусты и каждая хозяйка должна была приготовить как можно больше блюд из этого вкусного и полезного продукты, напечь пироги с капустой, сварить вареники. Некоторую часть угощений несли к церкви, где и раздавали нищим.

Заговоры и привороты на Воздвижение

Со дня Воздвиженья начинался период девичьих посиделок – капустенские вечера, которые длились две недели. Согласно традициям, все девушки, собирающиеся на эти вечеринки, одевали свои самые лучшие наряды, приносили с собой праздничные блюда, накрывали столы в горнице и пировали с парнями, которые в это время, и выбирали себе невест.

Чтобы точно заполучить себе жениха на таких посиделках, девушки проводили особые обряды и заговоры. Перед тем как идти на вечеринку, девушка умывалась чистой, недавно набранной родниковой водой и приговаривала:

«Как водица чиста и прозрачна, так и любовь (имя) будет ко мне сильна и постоянна. Да будет так, крепко мое слово».

Приготовление к посиделкам начиналось задолго до их начала. Девушки вышивали пояса для себя и своих женихов. Если такой пояс преподносился парубку и он его принимал, это считалось заключением помолвки. С Воздвижения и до самой Покровы, девушкам было разрешено творить ворожбу и привороты, чтобы быстрее выйти замуж.

К примеру, был распространен такой обряд. Девушка готовила небольшие пирожки с капустой, наливала в стакан молоко и оставляла все это на ночь на столе со словами:

«Друг мой домовой, стань мне сватом и засватай (имя) мне (имя). Аминь».

Еще один любовный заговор девушки произносили накануне праздника. На заходе солнца перед праздником выходили на улицу, смотрели на закатное солнце и произносили такие слова:

«Заря-зарница, красная девица, ходишь ты высоко надо мной, летаешь – далеко. Посмотри, где раб Божий (имя) гуляет, что делает, где отдыхает, в каком дому живет, в каком терему. Подойди заря-зарница к нему близко-близко, любовью ко мне дойми, Присуши, припеки, к моему дому приведи, на законный венец нас благослови. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Достаточно сильный приворот делали в праздник Воздвижения на дым. 27 сентября после захода солнца, но до полуночи, необходимо развести костер и когда он разгорится, выкрикивать слова любовного заговора:

«В сухом бору стоит сухой лес. В том лесу вся листва сухая, сушь ту листву погоняет, на раба Божьего (имя) тоску, сухоту нагоняет по мне, Божьей рабе (имя). Сохни ему без меня вода, не лезь в его рот без меня еда, сон раба Божьего (имя) обойди, тоска-сухота на него найди по мне, Божьей рабе (имя). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Никаких важных дел на Воздвиженье не начинали, так как верили, что этим оскорбляют отдыхающую природу, подарившую им блага и богатый урожай. По другим поверьям, все, что вы начинали делать в этот день, было просто бесполезным и без результативным.

Приметы на Воздвижение

  • На Воздвижение кто в лес пойдет, тот может не вернутся.
  • В этот день змеи в норы прячутся.
  • В Сдвиженье Леший гуляет - кто в лес пойдет, тот дорогу назад не найдет.
  • На Воздвижение медведь в берлогу, змея в нору, а птицы на юг.
  • У доброй хозяйки в Воздвижение и пирог с капустой.
  • Кто на Воздвижение постится, тому семь грехов простится.
  • В Воздвижение с поля последняя копна движется.
  • С Воздвижения осень к зиме сдвигается.
  • Если в этот день дует холодный северный ветер, то следующее лето будет жарким.
  • В Воздвижение птицы лето за моря уносят.
  • Кто на Воздвижение пост не держит - на того семь грехов воздвигнутся.

27 сентября Православная церковь отмечает великий двунадесятый праздник – Воздвижение Креста Господня. Он посвящен двум важным событиям, связанным с Крестом, на котором распяли Иисуса Христа. Это обретение Креста, произошедшее в IV веке благодаря стараниям святой Елены (матери Константина Великого) и затем, через три века, избавление императором Ираклием святыни из «персидского плена».

Воздвижение Креста Господня: традиции и обычаи дня

В народе говорили: «На Воздвиженье тепло сдвинется, а холод надвинется. На Воздвиженье осень к зиме быстрее движется ». И действительно к этому времени наступала настоящая осень: солнце светит, но уже не согревает своим теплом, дует холодный, порывистый ветер, птицы отлетают в теплые края, а люди достают теплые вещи из сундуков. В этот день происходит третья встреча осени и подходит к концу бабье лето.

По народному преданию, 27 сентября происходит битва между «честью » и «нечестью », одна на другую две силы поднимаются («воздвигаются»): «свято» и «несвято», правда и кривда. С помощью поднявшегося из земных недр Святого Креста Господнего победу одерживает правда. Так как Крест – символ страданий, то день Воздвижения Креста Господня в народе считался постным.

Этот день ещё называли «Ставровым днем» (в переводе с греческого «крест»). С давних пор в этот церковный праздник совершались крестные ходы вокруг селений, чтобы на год защитить их от бед. Служили молебен, с иконами обходили поля, прося Господа о будущем урожае. Ещё молились о больных. Верили, что если с верой помолиться, то Животворящий Крест и со смертного ложа подымет.

Было принято поднимать кресты на строящихся церквях, строить часовни и небольшие церквушки в честь праздника. В закрома, сусеки и в ясли к корове крестьяне клали вырезанные из дерева кресты или просто ветки рябины, сложенные крест-накрест. В старину, чтобы защитить от бед своё жилище, скотину и собранный урожай, на дверной притолоке и на амбарных воротах выжигали кресты.

Существовало поверье, что на праздник Воздвижение нельзя начинать никаких важных и значительных дел, потому что все начатое в этот день или будет бесполезно и безуспешно, или завершится полным провалом.

Наши предки подмечали, что на этот праздник пресмыкающиеся животные уходят в какие-то неизвестные теплые края, а с ними улетают и ласточки. По этой причине люди на весь день тщательно запирали ворота, калитки и двери, чтобы ползущие в вырей гады, по ошибке не заползли во двор, да и в лес на Воздвижение старались не ходить.

Этот день был опасным для походов в лес не только из-за змей, но и из-за оборотней, леших и другой нечисти. По легенде, лешие собирали в одном месте подвластных им зверей для осмотра перед наступающей зимой. Встретившемуся им человеку они могли причинить вред.

Кроме леших, этот день был важен и для овинника – духа, который живет в овине и принимает облик хозяина дома. 27 сентября отмечались «овинные именины». Овин в этот день топить не разрешалось. Молотильщики тоже не работали. Если в овин уже были наложены снопы, то хозяин делал вид, что разгружает его, вынимая два верхних снопа. Хозяйки расстилали на овинном окне вышитое полотенце, и на ночь оставляла угощение овинному хозяину.

Третья встреча осени – «Капустник»

С этой даты начинался черед веселых осенних вечеринок – «капустниц», «капустников», которые длились две недели. Справляли их не только жители сел и деревень, но и горожане. Девушки, одевшись в цветные нарядные одежды, ходили по домам капусту рубить. Холостые мужчины высматривали себе невест.

Вечером, когда была порублена капуста, начиналось настоящее веселье, приводившее довольно часто к свадьбам, игравшимся на Покров. Чтобы покорить сердце понравившегося парня девушки читали специальный заговор.

На такие вечеринки приглашали соседок и знакомых. Женщина, входя в дом, поздравляла с урожаем капусты хозяев. Для гостей варили пиво и пекли пироги. Вечер заканчивался песнями и плясками.

27 сентября: приметы и поверья

  1. Если гуси летят высоко – к большому полноводью, если низко – к малому.
  2. Дует северный ветер – лето теплым будет.
  3. Если на Воздвижение змея укусит человека, то ей не уползти в теплые края. Придется ей мерзнуть в зимнюю стужу.
  4. Заморозки с утра – к ранней зиме.
  5. Если погода ясная и теплая, то холода наступят нескоро.
  6. Резко похолодало – весна ранней будет.
  7. Северный ветер – к жаркому лету.
  8. Увидев стаю перелетных птиц, нужно попросить их передать привет усопшим родственников.
  9. Девушкам в лес ходить нельзя, потому что леший украсть может.
  10. На Воздвижение нельзя проходить мимо мест, где когда-то было совершено убийство – нечистый попутать может.
  11. Увидев на земле непонятные следы, нельзя их переходить. Эти следы могут принадлежать лесной нечисти. Кто их перейдет, тот скоро тяжело заболеет.
  12. Человек, заблудившийся в этот день в лесу, должен снять с себя одежду, встряхнуть её и прочитать молитву. Считается, что это поможет ему найти быстрее дорогу и убережет от встречи с лешим.

Человеку, родившемуся 27 сентября, даны способности к художественному творчеству. Ему следует носить аметист .

Еще с давних времен существует поверье, что на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который отмечается 27 сентября, лучше в лес не ходить. В этот день змеи собираются со всех сторон, выпускают яд и уходят на зиму под землю, поэтому не стоит их тревожить и мешать им.

Очень давно я прочла в каком-то журнале странную историю, связанную именно с этим днем. Стояла очень теплая осень, конец сентября, а еще косили траву. Люди возвращались с сенокоса, по дороге им встретилась змея. Один из мужчин отсёк косой голову у этой змеи и повесил ее на свою косу, продолжая путь домой. В это время змеиная голова сползла с лезвия косы и укусила обидчика в шею. Не дойдя несколько шагов до своего дома, мужчина упал и мгновенно скончался.

А эту историю нам рассказал Дмитрий Михайлович Соколов, о котором упоминал мой супруг Валерий Афанасьевич в своем рассказе про Шарика. Дмитрий Михайлович когда-то был заядлым охотником. И вот в очередной раз он засобирался на охоту, как раз 27 сентября. Бабушка не пускала его, говорила, что опасно идти в этот день в лес. Но он не верил в такие приметы и предсказания. Взял ружье и отправился.

Уже при входе в лес ему встретилось несколько змей, и дальше, куда бы он ни заходил, везде были змеи. Охота не заладилась, и он решил возвратиться домой, тем более, что тревога уже поселилась в его душе.

И вдруг на одной из полян Дмитрий Михайлович увидел дикое зрелище: там было бесчисленное множество змей, наверное, сотня или больше. От увиденного он просто окаменел, но быстро сориентировался и выстрелил в это змейство. И тут началось светопредставление! Змеи пронзительно зашипели и поползли на него. Дмитрий Михайлович быстрым шагом начал уходить от этого места, но змеи скрутились в колеса и с невероятной скоростью начали его преследовать. Эти змеиные колеса уже почти стали его настигать, и тогда он начал сбрасывать с себя одежду: сначала куртку, потом свитер, рубашку. Змеи сразу же набрасывались на одежду, дав Дмитрию возможность убежать дальше. Он даже бросил им свои сапоги. Наконец добежал до лесной дороги. И здесь почему-то гадюки перестали его преследовать.

С тех пор Дима охоту забросил, а на праздник Воздвижения даже на рыбалку не ходит - не хочет нарушать законов природы.

Другой случай произошел с моим супругом в прошлом году. Он себя называет лесным человеком, потому что когда наступает ягодно-грибной сезон, он целыми днями пропадает в лесу. Уезжает на велосипеде, оставляет его в укромном месте и идет в свои заветные места вглубь леса. Поздним вечером возвращается с полными корзинами грибов и ягод. В этот раз он тоже быстро набрал корзину белых грибов, а брусники было только полведра. Поставил корзину с грибами на старый трухлявый пень с большим дуплом и начал собирать бруснику. Ягод было много. Он довольно быстро набрал ведро брусники и вернулся за корзиной с грибами.

Когда уже подходил к пню, то чуть не упал от неожиданности. Пень обвивала огромная толстая змея и спокойно грелась на солнце. Тогда Валерий Афанасьевич взял веточку и погладил ею змею. Он - человек творческий, а такие люди даже в подобных ситуациях видят прекрасное. Змея от прикосновения веточкой зашипела, раскрутилась и сползла с пня. Человек и змея какое-то время смотрели друг на друга. Потом змея взвилась перед Валерием Афанасьевичем, снова опустилась на землю и снова взвилась. Так продолжалось минут пять. Змея словно вошла в раж, все танцевала, и танцевала. Это было и страшно, и жутко, и красиво. Супруг знал, что в таких случаях говорят: «Иди своей дорогой, а я пойду своей». После этих слов змея медленно заползла в дупло, а Валерий Афанасьевич взял корзину с грибами, ведро с брусникой и отправился домой.

Потрясенный увиденным, он несколько дней в лес не ходил. Потом тревога притупилась, и он опять до самых заморозков пропадал в лесу. Вот такие тайны и загадки хранит наша природа и ее обитатели.

В первый день сентября на славянских землях принято было чествовать одно из воплощений бога Семаргла - земной, домашний огонь. Люди видели в нем силу сродни небесному огню, которая могла как прогнать нечисть, одарить пищей, так и наказать провинившихся пожарами. Славяне представляли огненного бога в виде крылатого волка или пса и верили, что в свой праздник он спускается на землю принять от людей поклонение и жертвы.

Земной огонь выполнял множество функций в хозяйстве наших предков. Он трудился в кузнице, обеспечивая мирных крестьян разнообразным инструментом, а воинов - оружием. Он очищал все старые вещи от скопившейся негативной энергии. Прыгнувшие через костер люди и проведенные рядом с ним домашние животные избавлялись с его помощью от порчи, сглаза или обычных болезней. Огонь погребального костра с дымом переносил души усопших в Ирий, а пламя на жертвенниках отправляло богам на небеса людские приношения и просьбы о помощи.

В день праздника волхвы разжигали новый земной огонь от искры небесного, который, по преданию, приносил на землю на своих крыльях Семаргл. Чтобы задобрить пламя, его полагалось накормить и напоить жертвенными подношениями. После проведения обряда на лугу возле деревни накрывался общий стол, на который каждая семья приносила разные кушанья. После трапезы женщины и дети уносили частичку нового огня по домам, а мужчины традиционно оставались на совет, где решались насущные проблемы общины. В домах между тем продолжалась обрядовая часть торжества. Хозяйки метлой из веток полыни выгоняли на улицу надоевших за лето насекомых, приговаривая: Кыш, мухи, к Селухе, а блохи к Явдохе. Метлу затем выставляли за порог, чтобы мухи и блохи не могли вернуться назад.

Со дня Семаргла, по приметам, начиналось полное вымирание разнообразной мошкары и очищение от нее дома. От принесенного с капища огонька зажигали свечи, которые должны были защитить хозяйство от несчастья, и пламя в очаге, которое следовало разводить, не отводя глаз, чтобы не упустить удачу. Огонь в очаге считался одним из семейных богов, которые исправно охраняли счастье и покой дома и его обитателей, дарили им благополучие и помогали в трудные времена.

Праздник Рожаницы - начало бабьего лета

8 сентября к славянам приходил праздник рожаниц, а вместе с ним начало бабьего лета - теплые солнечные дни, напоминающие об ушедшем лете и посвященные женской силе. Считалось, что богини рожаницы не только основали род небесный, но и от них же пошел род земных праматерей. В патриархальном обществе славянским женщинам отводилось свое, почетное место: нашим предкам не приходило в голову утверждать, что они - существа второго сорта. Мужчина был главным в решении проблем общины и на войне, его мать или жена - в семье и домашнем хозяйстве. Даже ритуальные и магические практики часто имели мужскую или женскую направленность, и каждая была по-своему незаменима.

На рассвете в день рожаниц все женщины общины отправлялись на капище, к идолам богинь, которых изображали матерью и дочерью либо лосихами. Интересно, что в зависимости от возраста славянки выбирали разные праздничные наряды. Девушкам полагались белые платья, они распускали косы и украшали волосы венками. Женщины в детородном возрасте одевались ярко, дополняли головные уборы и одежду украшениями - бусами, подвесками, вышитыми поясками. А пожилые, чтобы подчеркнуть свою близость к переходу в потусторонний мир, надевали одежду темных тонов, без вышивки и украшений. И дары, приносимые богиням, были разными: девушки несли венки и букеты полевых цветов, замужние славянки - напитки, фрукты и овощи, а старухи разнообразную выпечку - хлебы и пироги.

Разжигать в этот день жертвенный огонь доверяли не жрецу, а старшей в селе женщине - большухе. Одновременно полагалось петь обрядовые песни, посвященные рожаницам и славянским праматерям. В пламя разожженного огня отправлялся один специально выпеченный жертвенный каравай, а другой такой же большуха делила на ломти и раздавала всем участницам ритуала. Особая роль в празднике отводилась беременным: считалось, что в этот день и дальше, весь период бабьего лета, они могут исцелять женские болезни и бесплодие, творить маленькие бытовые чудеса и предсказывать будущее.

После обрядов на капище женщины общины приступали к забавному обряду, говорящему о том, насколько все прошедшее лето им досаждала разнообразная мошкара, - похоронам мухи. Пойманное насекомое с песнями укладывали в гроб из морковки, длинной процессией относили за околицу и торжественно погребали в могилу. А покуда их родственницы исполняли все необходимые ритуалы, мужчины занимались домашними делами. Они брали все хозяйство в свои руки, чтобы оказать уважение женским божествам и матерям, женам и сестрам.

Праздник Сдвижение - от лета к зиме

14 сентября природа оборачивалась к зиме, и славяне праздновали Сдвижение - день, когда земля сдвигалась от жаркой летней поры к холодам. В это время птицы улетали в теплые края, а наши предки верили, что некоторые из них летят прямо в Ирий и могут передать весточку предкам. Первой улетала кукушка, поскольку, согласно поверью, именно она хранила ключи от небесных врат. В день праздника принято было обращаться к предкам, поминать их, спрашивать у них совета. Матери, рано потерявшие своих деток, верили, что птицы отнесут ушедшим привет и материнскую любовь. А кто хотел продолжить род, просили аистов, чтобы те по весне принесли им на крыльях детскую душу, которая воплотится в новорожденном младенце.

Начиная со Сдвижения все змеи ползли в леса и укладывались там в глубокие норы в спячку. Потому на это время запрещались любые походы в лес, чтобы не повстречаться с гадами, а хозяйки накрепко запирали двери всех домашних построек, дабы змея не заползла в дом или овин и не устроилась там спать до весны. Одновременно со змеями разбредались по берлогам и медведи, а они грозили забредшему в лес грибнику куда большей бедой, чем змеи. Кроме того, в этот же день устраивал досмотр своему хозяйству леший, и мешать ему считалось непозволительным.

На Сдвижение, согласно поверьям, нельзя было начинать никакие новые дела - их ожидала неудача. Можно было лишь продолжать или завершать начатое раньше. Ко дню торжества в каждой семье заканчивали заготовки из яблок и орехов, и все заготовленное припрятывали в погреба на зиму. Погода становилась все холоднее, недаром до наших дней сохранилась пословица: Свиту на Сдвиженье снимай, а тулуп надевай.

Световид и Овсень - рождество осеннего солнца

В конце месяца, 25 сентября , славяне чествовали сразу двух божеств. Одним из них было осеннее воплощение солнца - Световид. Его изображали в виде четырехликого мужчины, разные лики которого смотрели в прошлое и будущее, на небеса и землю. Этот суровый бог следил, чтобы во всех мирах соблюдались законы Прави и не нарушался порядок всеобщего бытия. Если же где-то нарушалась гармония мира, он приходил на помощь обиженным и сурово карал ослушников воли небес.

Световид считался одним из покровителей воинов, причем он помогал им не только в бою, но и в мирное время. По легенде, он приезжал на землю на белом коне вместе с рассветом и без устали бился с врагами дня. Поэтому в капище возле идола Световида постоянно держали лучшего белого скакуна, а рядом с ним - седло и упряжь. Только волхвы имели право ухаживать за конем, кормить его и выводить на прогулку, чтобы не застаивался и всегда был готов послужить своему небесному всаднику. Птицей, посвященной Световиду, считался петух, и в день праздника на капище его приносили в жертву богу осеннего солнца.

Другим божеством, которому отдавали почести в этот день, был Овсень - распределитель материальных благ и устроитель единства славянских родов. Овсеня почитали как своеобразный мост из лета в лето, его чествование связывали с окончанием сельскохозяйственных работ, началом общинных праздников и сезона свадеб. Изображали бога в виде богато одетого всадника, в правой руке несущего богатые плоды урожая, а в левой - сухую траву и ветки.

Трудолюбивых и честных Овсень щедро одаривал богатством, а нечистых на руку и ленивцев наказывал бедностью и неприятностями. На Овсеня непременно устраивалось богатое застолье, главным украшением которого был огромный, специально выпеченный калач. Он символизировал богатство славянской общины и одновременно - несущее людям урожай сильное и мудрое осеннее солнце. Согласно приметам, после Овсеня ясных дней становилось все меньше, начинались затяжные дожди, и осень окончательно вступала в свои права.



Просмотров